Надежда есть

• Кадр из фильма “Menulis”НАГРАДЫ XII ФЕСТИВАЛЯ СТУДЕНЧЕСКИХ ФИЛЬМОВ “ПИТЕРКИТ”
Жюри основного конкурса: режиссер Вячеслав Сорокин (председатель), режиссер телевидения Людмила Гладкова, аниматор Андрей Сикорский, оператор Юрий Александров, режиссер Сергей Карандашов.
Гран-при – фильму “F5”, автор сценария и режиссер Тимофей Жалнин, мастерская режиссуры игрового кино С.Овчарова, 5 курс.
Приз “Фонтан” за первую работу – автору фильма “Menulis” Екатерине Куренковой, мастерская режиссуры анимации и компьютерной графики В. Ефимова, 3 курс.
Приз за лучшую режиссуру – Ксении Шуточкиной (“Какая разница”), мастерская режиссуры игрового кино С.Овчарова, 5 курс.
Приз за лучший документальный фильм – “Ошибка 404”, автор Полина Твердая, мастерская телережиссуры Г.Нечаевой, 5 курс.
Приз за лучшую операторскую работу – Василию Иванову (“Долг“), мастерская операторского искусства Э.Розовского, С.Астахова, А.Гребенькова, 4 курс.
Приз за лучшую звукорежиссуру – Веронике Киценко и Таисии Евдокимовой (“Вы мне не доверяете”), мастерская звукорежиссуры М.Шейнман, В.Персова, 3 курс.
Приз за лучший анимационный фильм не присужден.
Диплом “За лучшую актерскую работу” – Дарье Барабановой и Ирине Толчильщиковой (“F5”). Дипломы: фильмам “По законам природы”, автор Екатерина Корнева, мастерская компьютерной графики и дизайна М.Коновалова, 6 курс; “Не по-детски. История о выборах”, режиссеры Татьяна Элькина и Ксения Граушкина, мастерская телережиссуры В.Нечаева, 4 курс; “Рыба. История одного коллажа”, режиссер Ксения Цель, мастерская режиссуры телевизионных программ А.Кривоноса, 3 курс; “Завтрак”, режиссер Полина Коротаева, мастерская режиссуры телевизионных программ А.Кривоноса, 3 курс.
Жюри сценарного конкурса: сценарист Антон Зинченко (председатель), сценарист Светлана Лисянская, редактор киностудии “Ленфильм” Нелли Аржакова.
Приз за лучший сценарий не присужден. Дипломы: сценариям “Торпеда” Александра Ерюхина (мастерская Н.Милашкиной), “Ген альтруизма” Марии Топаж (мастерская В.Вардунаса, Н.Винокурова, Н.Милашкиной), “Труба” Валентины Пригодиной (мастерская Ю.Клепикова); Беляевой Наталье за сценарий “Свободное падение” (мастерская Ю. Клепикова).
При нынешнем положении дел в кинематографе, когда растерянность продюсеров и режиссеров, да и всех, кто работает над производством фильмов, зашла в тупик, а государственные решения по финансированию любых проектов не обещают стабильности, – радует кинематографическое студенчество. Удивительно, но профессиональная страстность (другого слова не подберешь!) ХII Фестиваля студенческих фильмов Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения буквально взбодрила всех гостей и участников. Призеры и лидеры фестиваля доказали, что коллективный труд творчески сплоченных молодых создателей, одаренных пониманием единого стиля фильма, может преодолеть и недостаточность средств, и дефицит времени. Получая награды, они благодарили мастеров, а в финальных титрах и на закрытии фестиваля поддержали всех, кто отдал силы для общего дела, что называется, – “до дна”. “Высокие усилия, которым учат студентов в кинематографических профессиях, последние отстаивают с честью, но психологическое равновесие после напряженного труда не так просто обрести. И в этом мы обязаны помочь своим ученикам”, – комментировал конкурс председатель жюри Вячеслав Сорокин.
Гран-призер “F5” (опытные пользователи знают, что эта клавиша в компьютере означает команду “найти и заменить”, в которой есть много вариантов) – дипломная работа Тимофея Жалнина. И она подтверждает высокие усилия создания фильма. Вот уж коллективная победа. И режиссера. И оператора Анны Рожецкой (мастерская Сергея Ландо и Николая Волкова), и звукорежиссеров Виктора Семенова и Сабины Абидовой (мастерская Алиакпера Гасан-Заде и Елены Сладковской), продюсера Евгения Брагинца (мастерская Вячеслава Тельнова). И конечно, исполнительниц главных ролей Дарьи Барабановой и Ирины Толчильщиковой, удостоеннных диплома жюри “За лучшую актерскую работу”. Возможно, для режиссера и было значительным в своей профессии рассказать о драматизме и сложности любого творческого труда. В истории Тимофея Жалнина участницы хореографического конкурса (женский дуэт студенток института культуры) переживают и преодолевают многое. Причем, в краткий период показа на сцене их современного выразительного номера, когда необходимо принять решение – в угоду зрителей (или жюри?), не очень уж почитающих такую хореографию. Здесь и проблема лидерства без конъюнктуры, и дружеские отношения, и пример зрелой стойкости хрупкой молодости, и немыслимое преодоление обстоятельств. И конечно, смысл известных слов: “за все надо платить”… В 2009 году Тимофей Жалнин представлял на фестивале свою документальную картину “Железнодорожный романс”. В плацкартном вагоне поезда, который едет в глубинку, знакомятся мужчина и женщина. Режиссер остроумно запечатлел их беседу. Поезд следовал по Кемеровской области, как объяснил мне потом Тимофей. Родина его как раз там. В “Романсе…”, при всем его обаянии и социальной точности, были необоснованные длинноты. В “F5”, дипломной работе Жалнина, порыв темперамента словно принцип выразительности всех компонентов картины, безусловно, достойной участия в крупных фестивалях.
В свое время работы, представленные в конкурсе ПИТЕРКиТа, страдали явными драматургическими недостатками. Все упиралось в написание сценариев самими режиссерами. Теперь они чаще обращаются к студентам сценарных мастерских Юрия Клепикова, Владимира Вардунаса, Николая Винокурова, Натальи Милашкиной. Доминанта авторского начала обратила на себя внимание на этот раз и в фильме режиссера и сценариста Сергея Данченко “Вы мне не доверяете”. Жаль, что жюри удостоило картину лишь призом за звукорежиссуру. В ней есть четкое понимание взаимосвязи с операторами (Владислав Амелин, как и Сергей Данченко, значится в каталоге студентом режиссерской мастерской Виктора Бутурлина; Игорь Соловьев – мастерской операторского искусства Дмитрия Долинина и Игоря Наумова). Все вместе, второкурсники, обрели удачу и в режиссуре, и в изображении. Мотив индивидуализации человеческих характеров, отличный выбор актеров, и, по выражению критика Юрия Богомолова, “операторский акцент” – замечены и оценены зрителями фестиваля. В моем прошлогоднем фестивальном обзоре по поводу работы первокурсника Сергея Данченко “Оправданное молчание” замечено, что исполнители ролей и способ их существования не убедительны. Однако в комментарии звучала надежда, что чувство современного течения жизни, верный драматургический ход поддержат будущие победы режиссера. Поэтому и хочется в этом году его поздравить (фамилия Данченко ответственности, видно, прибавляет).
В контексте творческих союзов и профессионального роста студентов режиссерских и операторских мастерских необходимо поддержать нынешнюю и прошлые работы оператора Василия Иванова. Он получил приз “За лучшую операторскую работу” в фильме “Долг“ Евгения Татарова (мастерская Константина Лопушанского). В двух предыдущих работах “Контракт” и “Песочные часы” этот союз органично доказал, как важно добиться выразительности кадра, учесть тонкость композиции и не бояться знаменитого приема оператора Павла Лебешева: поймать эмоциональные и психологические реакции актеров, приблизив к ним камеру. В фильме “Долг“, обращенном к событиям 1953 года, когда жестоко разворачивалось “дело врачей”, есть убедительность атмосферы. Удались актерские работы Ольги Калмыковой и Андрея Шимко (кстати, он снимался в “Песочных часах”). Объем экранного повествования и состояния действующих лиц успешны в режиссерском аспекте. А вот статичность исполнителей ролей Врача и Следователя “снимает” некоторой прямолинейностью глубину персонажей. В истории съемок этой курсовой работы, (продюсер Анастасия Некрасова – мастерская продюсерства Сергея Сельянова) были планы для проекта кинокомпании “Русские мировые студии”. Несколько молодых режиссеров, в том числе и Евгений Татаров, снимали новеллы, связанные с квартирой, где жили в разное время самые разные персонажи. Казалось, интересное решение для самостоятельной дипломной и преддипломной практики. Вероятно, не получилось… Однако названные выше фамилии студентов стоит запомнить профессионалам. Остается ждать, когда подписанный договор с “Ленфильмом” (о нем ниже) даст какие-то результаты в подобных педагогических замыслах.
Приз “За лучшую режиссуру” присужден Ксении Шуточкиной. “Какая разница” – история о том, как “поселковые красотки штурмуют культурную столицу”, – безусловно, заслуживает внимания. Во взаимоотношениях героев есть и настоящее, и предощущение будущего. Мол, из этого “штурма” ничего не выйдет. Одна из девчонок полюбила парня, у которого подруги остановились в Петербурге. А он, попросту говоря, “ходок”. И милую провинциалку не пощадил в своих нетрезвых чувствах. Она страдает. Да и он очнулся – не было с ним такого, чтобы вот так проняло и отрезвило. Предложение сделал. А девчонка представила себе, как его примут в поселке, где гуляет криминал, “наркота”, и в семье у нее все плохо, и отказалась от своего счастья. Почему-то героини – с южным предметным “шо” и глухим “г“, подчеркнуто “с области Ростова-на-Дону”. А почему бы не из средней полосы? Ярким исполнительницам главных ролей было бы удобней в психофизическом плане играть такие характеры – с напором, без говора. Провинциальная росийская жизнь практически одинакова, и есть в ней девчонки с такими сильными характерами… Горечь отказа от счастья была бы еще драматичней. Эти размышления, может быть, будут полезны одаренному режиссеру Ксении Шуточкиной.
Лучший документальный фильм – “Ошибка 404” Полины Твердой. Отказаться от интернета на неделю – такое условие поставлено трем молодым людям. После окончания довольно сложного по нынешним дням эксперимента каждый приобрел новый опыт и сделал определенные выводы. Информационное пространство, при всех его преимуществах, приковывает людей к компьютерам и не дает возможности действенно разнообразить свою жизнь. У Полины Твердой оригинальный взгляд на существо вопроса, она выбрала своих героев не случайно и задумалась прежде всего над тем, как изменили такие невероятные условия их жизнь.
Призер фестиваля 2010 года “За лучшую режиссуру” Айнур Аскаров из Башкортостана (фильм “Енмеш”), теперь уже студент 4 курса мастерской режиссуры неигрового кино Владислава Виноградова, представил фильм-портрет питерского художника Владимира Светозарова – мастера отечественного кино, создателя на экране разных эпох, среды обитания для героев многих фильмов, учителе нынешних студентов, человеке неординарном и ярком (при всей его скромности). Вот что рассказывает в фильме о своей профессии Владимир Иосифович: “Честно говоря, я не очень люблю съемки. Это суета, хаос, на ходу приходится что-то придумывать, строить, рушить. Я сделал сорок картин, но до сих пор просто поражаюсь, как из такого бедлама появляются хорошие фильмы…” Он оказался достойным соавтором Динары Асановой, Ильи Авербаха, Александра Рогожкина, Алексея Германа, Владимира Бортко… Именно “придумывать, строить, рушить” в атмосфере бедлама и есть его художественная тщательность и профессиональная радость. Фильмы-то от мощного таланта Светозарова – события и вехи в кинематографе.
Диплом “За оригинальное выражение гражданской позиции” получили режиссеры Татьяна Элькина и Ксения Граушкина за фильм “Не по-детски. История о выборах”. Это документальная экранизация рассказа мальчика, у которого родители представляют разные политические взгляды, об акциях “За честные выборы”. История смешная, потому что умиляет детская логика и ловко написанный закадровый текст. Но! Если бы не было так грустно… А фильм Ксении Цель “Рыба. История одного коллажа” (мастерская режиссуры телевизионных программ Александра Кривоноса) тоже от лица мальчика. Но грусти не вызывает, а только щемящее чувство любви к детям. Авторы сценария Алена Горлова (мастерская драматургии Николая Винокурова) и Наталья Беляева (мастерская драматургии Юрия Клепикова; Беляева удостоена диплома сценарного конкурса “За верность своему стилю” за сценарий “Свободное падение”) вместе с режиссером убедили нас в их одаренности. Кстати, такая история может вырасти и в полнометражный фильм. Замечательно, что Ксения Цель пригласила на роль дедушки актера Николая Иванова, известного многим поколениям театральных зрителей. Его обаяние и опыт работы с младшими по возрасту зрителями в Санкт-Петербургском ТЮЗе, подчеркнули мудрость 13-минутной истории о мужском мальчишеском поступке.
В прошлые годы (а слежу я за фестивалем вот уже десять лет), безусловно, были победы, но было много “запятых” в стилистике учебного процесса. Однако год от года ПИТЕРКиТ набирал силы и перешел в разряд таких же заметных фестивалей и показов, как Вгиковский и Высших курсов сценаристов и режиссеров. Эти учебные заведения всегда демонстрируют в рамках ПИТЕРКиТа итоги своих экранных поисков. Как рассказал ректор СПбГУКиТа и президент фестиваля, профессор Александр Евменов, недавно был подписан договор о реализации образовательных программ университета на киностудии “Ленфильм”. Наконец, питерская кинематографическая школа получит производственную базу. Поскорей бы! “Ленфильм” сегодня тоже в сложном положении. Институт экранных искусств ГУКиТа давно заслуживает предметного внимания к своим творческим специальностям. Этот договор подкреплен подписями Совета директоров “Ленфильма” под председательством Федора Бондарчука.
Кроме того, по содержанию документа о поддержке образования и совершенствованию его материально-технической базы, университету будет выделена сумма в размере 4,8 млрд рублей. Кредит получен под гарантии государства, что подтвердила Гордума Петербурга. Ее представители рассмотрели вопрос о создании на базе СПбГУКиТа Координационного центра по медиа-образованию. В здании университета на Бухарестской улице Петербурга планируется создать учебно-кино-концертный комплекс с залом на 400 с лишним мест. Кинопоказ в нем будет и пленочный, и цифровой, с оборудованными поворотными телеэкранами. Лучшие студенты творческих и технических специальностей пройдут стажировку в ведущих кинокомпаниях Европы и США. Вот такие планы. В феврале 2013-го состоится совещание по совершенствованию материально-технической базы университета.
Руководители режиссерских, операторских, художественно-постановочных, анимационных и сценарных мастерских постарались повернуть учебный процесс в нужное русло. Правда, не прошло и двадцати с лишним лет! Тогда это учебное заведение (называлось “факультетом”) открывалось благодаря режиссерам Семену Арановичу и Виктору Семенюку. Жаль, ушел из анимационной мастерской замечательный педагог, лауреат многих международных фестивалей Константин Бронзит. Видимо, не дождавшись обещанных условий для студентов. Вероятно, поэтому и не был присужден приз жюри “За лучший анимационный фильм”. А в конкурсе первого фильма “Фонтан” победила студентка 3-го курса Екатерина Куренкова. Ее клип “Menulis”, с совмещением живого и рисованного планов, был интересно выстроен как драматургически, так ритмически и художественно.
Режиссер Сергей Овчаров, генеральный директор ПИТЕРКиТа, вот уже второй фестиваль укрепляет позиции отбора представленных работ. Из 111 фильмов отобрано 60 – 19 игровых, 11 анимационных, 30 документальных и телевизионных. В конкурсе участвовали 22 сценария игровых и документальных фильмов. По мнению Сергея Овчарова, комиссия по отбору не должна поддерживать общий поток, как было, кстати, на прошлых фестивалях университета. Мастера, как предлагает Сергей Михайлович, входят в эту комиссию и решают сообща, под председательством ими же выбранного педагога, какие фильмы будут достойными. Таковы выводы обсуждения итогов фестиваля на конференции.
К чести директора Института экранных искусств Александра Бабаяна и всей его команды, основных “двигателей” организации фестиваля, на этот раз размещение гостей и площадка показа были сосредоточены в одном месте: в гостинице “Москва” теперь кинотеатр компании КАРО-фильм. Авторы фильмов в таком зале чувствовали себя комфортно. А вот будет ли им так же комфортно в будущем? Судя по профессиональным успехам – надежда есть!
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 24 за 2012 год.

Print Friendly, PDF & Email