Долгое путешествие по жизни

Улица Портика, Ассизи

Улица Портика, Ассизи

XI Московская международная биеннале “Мода и стиль в фотографии” в столичном Мультимедиа Арт Музее.

ЭЛИО ЧИОЛ. “ОТ НЕОРЕАЛИЗМА К АКВИЛЕЕ”. Ретроспективная выставка: работы 50-х – 90-х годов.

Площадь Сан-Марко в Венеции у каждого своя. И, наверняка, каждый, кто ее видел, помнит то самое первое мгновение, когда она открылась взгляду. В завесе ли дождя, в солнечных бликах, в декабрьском ли тумане… На закате или ранним утром… Со стороны ли Гранд-канала, пройдя вдоль Дворца дожей и кафе, спрятанных в галерее, откуда доносятся венские вальсы, или с близлежащих улочек… Влившись с толпой или ступив на камни без мучительного окружения туристов… А когда оказываешься на площади, словно попадаешь в ее объятья.

Итальянский фотограф Элио Чиол снял пьяцца Сан-Марко, приподнявшись над ней. Со стороны канала снял. И она предстала немноголюдной, и голуби – как птицы малые. У Пазолини есть фильм “Птицы большие и малые”, фильм-притча, где герои отправляются, как пожелал святой Франциск, проповедовать Евангелие птицам, путешествуют во времени и пространстве.

Элио Чиол путешествует по Италии и захватывает кусочки реальности, не жалея пленки. Словно боясь что-то упустить в этом бесконечно меняющемся мире. На его черно-белых снимках – образы и мгновения. Размеренно текущее время. Кстати сказать, выставка Элио Чиола, проходившая несколько лет назад в Санкт-Петербурге, называлась “Плотность тишины”, что соответствует духу его работ.

В соборе святого Петра, Рим

В соборе святого Петра, Рим

Города и городки Италии. Кьедже – обшарпанные дома, на улице укладывают плиты, дети играют, собака разгребает мусор. Падуя, итальянский колорит – площадь, рынок, пешеходы. Рим – императорский Форум и квартал всемирной выставки, арки стилизованы под арки Колизея. Дзоппе-ди-Кадоре – “молчаливая компания”: старик на скамейке в окружении разномастных куриных особей, одна из них только что в глаза ему не заглядывает. В поезде между Флоренцией и Болоньей крепко уснувший пассажир. Аквилея – Форум, точнее, то, что от него сохранилось; внутренняя тишина античного города-крепости, построенного римлянами в начале нашей эры. Амальфи, раскинувшийся на склонах гор, – горожане сидят на каменных ступенях лестницы, которая ведет к храму.

Это не туристическая Италия. Это Италия Элио Чиола. Патриархальная. Простых людей. Черно-белая – если бы была цветная, голова закружилась бы от яркого цвета и света. А так – все смягчено, смикшировано. Спокойно, медитативно. И в эту Италию хочется вглядываться. Чувствовать ее гармонию.

Ассизи, где, по преданию, родился святой Франциск и где он проповедовал, – Via Portica, пустынная улица и монахи, идущие сквозь туман на мессу; черные фигуры на выбеленном фоне; какой-то “магический реализм” получился. Неожиданно (изображение навеяло) вспомнился Антониони, “По ту сторону облаков”. В финальной новелле фильма девушка, едва прикоснувшись к предчувствию любви и прожившая с ним день, возвращаясь с мессы, на просьбу юноши о завтрашнем свидании отвечает: “Завтра я ухожу в монастырь”. Чтобы спастись. Чтобы предаться любви. Но это уже совсем другая история совсем другой любви.

И еще из Антониони, из того же фильма: “Носильщики, провожавшие их в горы, вдруг сказали: мы поднимались так быстро, что забыли внизу наши души. Надо остановиться и подождать их”.

У Элио Чиола есть фотография – собор в тумане. Базилика святого Франциска в монастыре Сакро-Конвенто. Выплывающий из тумана собор. Как будто вознесся над землей и уже там, по ту сторону облаков. “Такие загадочные моменты не повторяются, – вспоминал фотограф, – он мне был дарован свыше, и я его просто остановил”.

Об Ассизи у Чиола – целый фотоальбом. За него он получил в Лондоне приз. Такие же призы, тоже за фотоальбомы, получили Себастьяно Сальгадо и Ирвин Пенн.

В 2013-м году в Москве на фотовыставке “Лик и слово” были представлены удивительные работы Чиола – цветные снимки фрагментов фресок, сделанные в соборе святого Франциска в Ассизи, фрагменты фресок Джотто и Лоренцетти. Это было его видение образов, созданных мастерами Возрождения. Это был его с ними своеобразный диалог.

Фильм “Последние” снял режиссер Вито Пандольфи, известный разве что узкому кругу историков кино. И фильм его тоже известен узкому кругу. Снят в 1963-м, восстановлен в 2002-м. Элио Чиол сделал на съемках фильма о жизни обедневших итальянских крестьян в 30-е годы целую серию снимков. Их тоже можно увидеть на нынешней выставке. Черно-белые, как кино того времени. Визуальная память времени. Как фильмы итальянского неореализма. Кстати, начало фототворчества Чиола совпало с расцветом неореализма. И без его влияния не обошлось.

Пазолини отметил “абсолютную эстетическую строгость” “Последних”. Еще бы – оператор фильма Армандо Наннуцци. Один из операторов “Свинарника” Пазолини, “Гибели богов” Висконти; оператор “Людвига” и “Туманных звезд Большой Медведицы” Висконти, “Ватерлоо” Сергея Бондарчука. Так что многое сошлось, переплелось. Делая свои снимки, Чиол поддержал эту “абсолютную эстетическую строгость”.

Чезаре Дзаваттини, писатель, сценарист (“Рим в 11 часов”) подметил “бедную правдивость изображения”. Не в смысле бедности изобразительных средств, а в смысле правды изображаемой жизни. На одном из фото, сделанном Чиола во время съемок “Последних”, – неухоженная земля, одноколейка, приближающийся поезд, мужчины с чемоданами, прижавшиеся к ограде полустанка, провожающие их мальчишки. Ждут поезд, чтобы покинуть эти скудные места. Чтобы уехать на работу в другие края в надежде, что будет лучше. Подпись под снимком: отъезд эмигрантов на рудники в Бельгии. Снято во Фриули. В родных краях автора.

Элио Чиол снимает то, что знает и любит. Снимает практически одни и те же места. Зимой, летом. Снег, туман (а он ему особенно удается), грозовые облака. Поля, соборы, извилистые улочки, площади, отброшенные на стены тени, деревья под ветром, людей, дороги. Про него очень точно сказано: “Для Чиола эта земля не только точка отсчета, но и точка возвращения”.

Ему девяносто. Он живет на северо-востоке Италии, в Казарса делла Делизия, регион Фриули. Живет там же, где и родился. И продолжает работать.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 13 за 2019 год.