Однажды Борис Павлович Голдовский… Впрочем, лучше всего о себе рассказывает он сам. Вот один из образцов его афористичной прозы: «Однажды Борис Павлович Голдовский был оппонентом. Он говорил о том, что нужно опираться только на факты, и не строить воздушные замки. Его слушали и соглашались. Затем Борис Павлович Голдовский сам, не опираясь на факты, вдруг построил небольшой, но убедительный воздушный замок, и у него самого появилось множество оппонентов. Так Борис Павлович Голдовский, наконец, стал счастлив». Краткость его текстов – конечно, сестра таланта, в них есть глубокая самоирония, которая и позволила Борису Павловичу стать кукольником.
Его карьера – не стремительна, она обстоятельна в поворотах. Поступив в актерскую студию Московского театра кукол, он одновременно осваивал профессию художника по свету. Потом был театроведческий факультет ГИТИСа, по окончании которого Борис Голдовский стал завлитом Московского областного театра кукол. Он привел в театр Эдуарда Успенского, Григория Остера, Сергея Козлова и многих других.
Работая в ГАЦТК, Голдовский придумал «Театр чудес» – до недавнего времени единственное периодическое издание о театре кукол. А еще его авторству принадлежат фильмы, фестивали, инсценировки. И, конечно, книги.
Исследователей театра кукол мало, а доктор искусствоведения среди них всего один. Борис Голдовский настоящий энциклопедист, редкий автор энциклопедий-монографий, где речь идет о куклах театральных и выставочных, и даже о сказочных героях и волшебных предметах. Им написаны книги по истории театра кукол Украины и Беларуси, исследования прошлого отечественной драматургии для кукольников, тексты о современном театре.
«Всякое время создает свой образ. Каждому – соответствует и своя система кукол. Есть «время марионеток», а есть – «петрушек», были периоды теневых фигур, вертепа, тростевых и планшетных кукол. В ходе истории то одна, то другая технологическая система – в литературе, культуре, искусстве периодически выходит на первый план и начинает пользоваться в обществе повышенным вниманием, становится символом своего времени», – пишет Голдовский в книге «Дети Гефеста», определяя день сегодняшний как время автоматов, помещая роботов не просто в театральный, а в общекультурный контекст. Смена эпох для историка циклична.
Последняя по времени книга Голдовского вышла в серии ЖЗЛ и посвящена Сергею Образцову. Ее жанр заявлен как «документальный роман». Константин Станиславский, Михаил Чехов, Джульетта Мазина, Гордон Крэг, Джим Хенсон, Соломон Михоэлс и многие-многие другие получили яркие роли-эпизоды в этом повествовании.
В предисловии Голдовский предлагает свое понимание судьбы Сергея Образцова: «Он жил в большой советской клетке и наслаждался свободой. Эта его внутренняя свобода, независимость в любых обстоятельствах, пожалуй, единственное, что объединяет почти все воспоминания о Сергее Владимировиче Образцове – Соловье и Императоре…». Сравнение касается и его театра, огромной кукольной империи, прочитывается отношение автора к герою как к человеку цельному, познавшему успех и славу и во многом счастливому, несмотря на все выпавшие на его долю испытания.
Стоит привести еще один маленький рассказ «о том, почему Борис Павлович Голдовский ушел из кукольного театра»: «Борис Павлович Голдовский очень любил Кукольный театр. И долго, почти всю жизнь в нем работал. А когда жизни осталось мало, а кукольного театра стало много, он решил очень полюбить жизнь. Поэтому он ушел из Кукольного театра».
Это чистая правда. Кроме последнего предложения. Борис Павлович Голдовский – художественный руководитель Московского театра кукол, где он начинал свой творческий путь. И сегодня это живой театр, здесь идет повседневная работа: играется немалый репертуар, с волнением и трепетом выпускаются премьеры. Лаборатория самостоятельных работ молодых актеров «МТК-next»; постоянные выставки художников в фойе; обсуждения спектаклей критиками; первый московский фестиваль «Ярмарка» – события лишь текущего года. Очень важно, что они рассчитаны на перспективу театра.
7 декабря Борису Павловичу исполняется 70 лет. Можно оглянуться на пройденный этап, подвести итоги. Возможно, он так и сделает. Но что совершенно точно: вместо торжеств Голдовский на несколько дней уедет из Москвы, чтобы без суеты завершить рукопись новой книги и дописать концепцию нового фестиваля театров кукол.
Алексей ГОНЧАРЕНКО