Международный кинофестиваль в Риме прошел в тринадцатый раз. Начиналось все в начале 21-го века с попыток конкуренции с Венецианским фестивалем, высоко котирующемся в профессиональной кинематографической среде. Но соревноваться в этой нише оказалось слишком сложно, и, в конце концов, Римский фестиваль обрел свою форму демократичного народного праздника, без конкурса, но с гала-премьерами и звездными десантами. Теперь он официально называется Festa del cinema di Roma – Праздник кино в Риме, и это действительно праздничное событие для римлян, которые приезжают в большой комплекс Auditorium Parca della musica, чтобы посмотреть новое кино и встретиться на ковровой дорожке и в зале с Кейт Бланшетт, Майклом Муром или Робертом Редфордом.
“Roma loves Bob” (“Рим любит Боба”) было написано на экране перед показом фильма Дэвида Лоуэри “Старик с пистолетом”, где Роберт Редфорд сыграл свою 72-ю кинороль и объявил, что она станет последней.
82-летний актер играет Форреста Таккера, который всю жизнь грабил банки, семнадцать раз отсидел в тюрьме и столько же раз бежал. Им двигала вовсе не жажда наживы, а исключительно авантюризм и любовь к острым ощущениям. Он никого не убил, использовал пистолет только как угрозу и проводил свои операции с благородством и аристократическим шиком. Женщины, с которыми он связывал свою жизнь на какое-то время, не догадывались о его проделках и узнавали о них случайно или от полиции.
Таккер – реальный персонаж криминальной хроники; трудно сказать, каким он был в жизни, но Редфорд изображает его во всем обаянии и блеске американского мифа, с использованием в качестве мини-флэшбеков фотографии актера из авантюрных фильмов времен его молодости.
Сам сюжет “Старика с пистолетом” строится вокруг романтических отношений, которые завязываются у героя с пожилой, но очень симпатичной владелицей ранчо. Тут бы и осесть на заслуженной пенсии у семейного очага, но Таккер в один прекрасный день опять выходит на тропу разбоя. Иначе он не может.
Понимающую спутницу последних лет Таккера играет Сисси Спейсек; она выступает в составе целой когорты ветеранов – Дэнни Гловера, Тома Уэйтса, Кита Кэрредина…
А новое звездное поколение представляет Кейси Аффлек в роли детектива – он преследует грабителя, сам будучи в плену его харизмы и увлеченности пусть и незаконной профессией. Перед ним открывается классическая цельная натура, прописанная в американской мифологии, сам же детектив, ведущий правильную законопослушную жизнь, почему-то не получает от нее настоящего удовольствия.
Другой взгляд на культурную мифологию – у известного польского режиссера Кшиштофа Занусси. Герой его нового фильма “Эфир” – тоже человек, фанатично увлеченный своей профессией: он проводит медицинские эксперименты с эфиром, проверяя его наркотические и смертоносные свойства. В самом начале картины он (с помощью своего лучшего друга – пузырька с эфиром) пытается соблазнить девицу, но ненароком отправляет ее на тот свет.
Дело происходит накануне Первой мировой войны в той части Польши, что принадлежала тогда Российской империи. Врач-убийца приговорен к смертной казни, но в последний момент приходит помилование от царя, и в итоге герой оказывается по другую сторону границы – в той части Польши, что находится под контролем Австро-Венгрии, и становится там армейским врачом.
Разворачивается цепь шпионских и бытовых интриг, которыми, как выясняется, рулит закадровый кукловод – Царь Ада, предоставляя роль своего земного наместника Мефистофеля то одному, то другому персонажу. Единственным светочем в этом темном царстве оказывается молодой украинский хлопец, бескорыстно увлеченный наукой. В этом сюжете можно прочесть аллегорию заката старой Европы – пожалуй, чересчур замороченную.
Пузырек с эфиром возникает и в ключевой сцене чешского фильма “Ян Палах” режиссера Роберта Седлачека – перед тем как его герой, студент философского факультета, поджигает себя на пражской Вацловской площади; в последний момент он выбрасывает пузырек, чтобы испытать боль сполна.
Ян Палах остался в истории героем сопротивления имперской агрессии 1968 года. Фильм, проникнутый ненавистью к советскому режиму, совершенно лишен того, что нынче принято именовать русофобией. Еще задолго до кульминации событий Палах попадает со строительным отрядом в Казахстан и заводит дружбу с русским парнем Володей. Они вместе противостоят наглым партийным боссам и отстаивают свои студенческие права. Так что огонь сопротивления не знает границ.
С симпатией к простым русским людям сделан и фильм “Курск” Томаса Винтерберга, где смертельная огненная стихия уступает место водной. Это – реконструкция трагедии в Баренцевом море в 2000-м году, когда потерпела аварию и затонула вместе с экипажем российская подлодка.
Для этого проекта были собраны лучшие кинематографические силы Европы. Продюсировала картину компания Люка Бессона, русского капитана с “Курска” Михаила Калекова играет Маттиас Шонартс, а его жену – Леа Сейду. Но особенно впечатляет кастинг второго плана. В роли британского морского командира, который пытается оказать помощь “Курску”, снялся Колин Ферт, а российского адмирала, отвергнувшего это предложение, – швед Макс фон Сюдов, любимый исполнитель Ингмара Бергмана. Как пишет зарубежная пресса, это дуэт двух лучших из ныне живущих актеров мира.
И по режиссуре фильм выполнен профессионально, динамично, сцены борьбы экипажа со смертью и его гибели поставлены с настоящим драматизмом. Картина начинается со свадьбы и завершается похоронами, при этом в ней почти нет “клюквы”, обычно сопутствующей англоязычным постановкам из русской жизни. Деликатно, без нажима, но все же показан конфликт народа с властью. Эмоционально впечатляют образы обманутых вдов. А когда адмирал прощается с родственниками погибших, подросток-сын Калекова, мечтавший унаследовать профессию отца, не подает руки начальнику.
В одной из программ фестиваля был показан еще один фильм, связанный с новейшей российской историей и политической ситуацией – “Донбасс. Окраина” Рената Давлетьярова. Юноша, недавно мобилизованный в украинскую армию, едет на машине в зону боевых действий на окраину Донецка, едва не погибает вместе с другим солдатом, а потом оказывается в доме, где прячутся от обстрелов несколько человек разных судеб и мировоззрений. Одна – местная женщина, потерявшая близких и помогающая старикам и детям эвакуироваться в Россию. Другая – молодая “бандеровка” с запада Украины. Третья – киевская волонтерша, развозящая украинским солдатам каски и бронежилеты.
Есть также двое мужчин: пожилой отец, ищущий сына (он оказывается не тем, за кого себя выдает) и ветеран-ополченец, контуженный в боях. Именно он, белозубый красавец, похожий на Данилу Козловского, – воплощение всех мыслимых моральных достоинств. Именно он придает силы случайно встреченным людям, зависшим между жизнью и смертью в тотальном хаосе и мраке. Именно благодаря ему спасают осиротевшего больного мальчика Ваньку. И даже бандеровка, видя его благородство и мужскую порядочность, начинает экзаменовать свои взгляды.
Мы быстро понимаем, на чьей стороне авторы фильма, который только притворяется чисто жанровым продуктом. Украинская армия, как она показана – это каратели, устраивающие зачистки и взрывающие мирных жителей.
Ополченцы или сепаратисты – это гуманитарные ангелы, готовые придти на помощь слабым. Картина мира оказывается черно-белой и совершенно не убедительной. За ней легко различимы ослиные уши пропаганды.
- Сисси Спейсек и Роберт Редфорд. “Старик с пистолетом”
- Колин Ферт (в центре) в фильме “Курск”
- Кадр из фильма “Донбасс. Окраина”