Мимо магистральных дорог

Сцена из спектакля “Охота на единорога”. Фото предоставлено фестивалемФестиваль FiraTarrega в каталонском городке Таррега, расположенном в полутора часах езды от Барселоны, целиком посвящен исследованию общественных пространств – парков, кладбищ, автостоянок, бассейнов и просто улиц. Часть спектаклей большого международного смотра, куда съехались для налаживания совместных проектов продюсеры, артисты и менеджеры из разных стран, была-таки показана на традиционных театральных площадках, но большинство все же принадлежали области сайт-специфик театра и уличных представлений. Серьезность намерений художников, вышедших на улицу, поражает: она сказалась в выборе тем, актуальных и далеко не безоблачных, в способе коммуникации со зрителем, которому не обещают развлечений, в художественном языке. Значительная часть программы, адресованная профессионалам, а не просто зрителям, оказалась не только объемна, но и прагматична по своей сути: в Тарреге собрались те, кто занимается уличным театром давно и целенаправленно, ищет партнеров, смотры, платформы и собирается развивать это искусство дальше. В предисловии к фестивальному буклету, а его вместе с фирменными сумками из крафтовой бумаги раздавали и продавали в каждом городском кафе и магазине, сказано: “Мы верим в будущее”. Связана эта вера, безусловно, с широтой взгляда на искусство.

Миссия FiraTarrega сосредоточена в области, не связанной с маркетингом и вообще желанием превратить театр в объект продажи. Выступавшая на открытии фестиваля мэр города пояснила, что если раньше Таррега ассоциировалась в сознании людей исключительно с торговлей, то теперь их задача – вывести искусство из рыночной зоны. Огромное количество спектаклей из очень насыщенной недельной программы показывались бесплатно – для горожан, туристов, профессионального сообщества это стало еще и поводом для общения друг с другом. Кстати, встреча или возможность ее избежать стали лейтмотивом фестиваля, где столкнулись друг с другом разные художники, пространства и зрители. Встреча и есть то человеческое, что объединяет людей, расположившихся в партере – с той разницей, что теперь они порой сидят на дощатых помостах промзоны или стоят на городской площади, где выступает команда польского театра Kto.

Спектакль театра Kto и его руководителя Ежи Зона “Peregrinus” сделан как критика мира консьюмеризма и дегуманизации, а опирается при этом на тексты Элиота. Несколько человек, одетых в серые офисные костюмы и огромные головы-маски, шествовали по центру Тарреги, находя себе место то на маленькой площади, то у подножья церкви. Бессловесный спектакль строился на пластических этюдах, показывающих – довольно прямо и очевидно – как человек превращается в робота, прокладывающего себе автоматический путь из дома на работу и обратно.

Замечательный диалог двух артисток-перформеров, британки и каталонки, назывался “Охота на единорога” и вырос из копродукции FiraTarrega и фестиваля Stockton в Великобритании. На огороженной площадке под открытым небом, буквально за углом от шумной городской площади, Бекки Паркер и Веро Цендойя вели неравный диалог: одна – аутистка, пребывающая в своем, по особым правилам живущем мире, другая – танцовщица, пытающаяся понять, что такое – существование, звуки, ощущения другого. Первая ощупывает пространство вокруг себя, шагает по цветным квадратам, выполняет команды и постепенно начинает сознавать себя как художника. Вторая попадает в параллельный мир, где все не так, как в привычном, оживают сказочные единороги и невозможно танцевать так, как тебя учили. Хрупкая и очень открытая работа, “Охота на единорога” стала примером подлинного внимания к другому, за этим всегда стоит тяжкий труд.Сцена из спектакля “Жители, освободившие место для нас”. Фото А.МАНУЙЛЕНКО

Танцевальный спектакль “Гиппопотамы” Zum Zum театра игрался на площади у фонтана, запруженной людьми, и представлял собой остроумную и нежную хореографическую зарисовку на тему “третьего пути”. Меланхоличные голубые гиппопотамы (артисты, спрятанные в большие дутые костюмы из специальной, очень тонкой, но прочной бумаги) танцевали под любимую музыку, в каждом из танцев открывая иную грань своего внутреннего мира. Третий путь – это не быть ни человеком, ни животным, а застрять посередине и не предавать самого себя. Мы такие, как есть, писали на бумажках “гиппопотамы”, и дайте нам быть теми, кем мы хотим быть.

Отточенный, снова остроумно и с большой отдачей сделанный “спортивный” перформанс Нурии Джуи посвящен “лайкам” и реакции на кавер-версии танцев на канале YouTube. Актриса и автор спектакля “Likes”, Нурия Джуи начинает свое представление с разговора с публикой: что мы думаем о “лайках”, как мы реагируем на их отсутствие, что значит в нашей повседневной жизни интернет-публичность. Эти риторические вопросы вперемешку с социологией и стали отправной точкой театрального исследования, предпринятого актрисой. Девушка – а она прекрасно оснащена йоговской техникой – начинает разминку, но затем, из йоговских позиций переходит к копированию поп-стилей, которыми кишит ютьюб. А дальше – в без-остановочном и выматывающем темпе соединяет чужие каверы с йогой. В финале в пустой комнате она закроет светящийся монитор лэптопа и останется совершенно одна, опустошенная и уставшая. “Likes” – бесстрашная попытка собственным телом понять, что такое виртуальная реальность и какова природа зависимости человека от виртуальной публичности.

Кто такой отец, как он появляется в жизни ребенка и вновь исчезает? Документальный проект Hija de Tigre чилийской группы La Laura Palmer построен на воспоминаниях трех женщин об их отцах. У каждой – своя история отношений, в которой они пытаются найти ответы на самые разные вопросы. Все это продолжает мучить героинь, уже давно выросших и перебирающих свои детские фотографии и любительские видео в ностальгической попытке понять что-то про собственное прошлое. Спектакль сделан как коллаж из разных типов повествования, из вещественных свидетельств родом из родительского дома, оставшихся от детства, простенько обозначенных мест действия – у каждой из героинь оно свое. И все в целом это становится очень грустным и светлым высказыванием о хрупкости всего в мире и о тщетности памяти, пытающейся уцепиться хоть за что-то. Интимный, полный человеческого тепла и при этом не сентиментальный спектакль показывался в зале традиционного театра “с колоннами”, но своей эстетикой выходил за пределы конвенционального – прокладывал дорогу прямо к сердцу, как это бывает на камерных представлениях док-театра.

В программе FiraTarrega состоялось много специальных встреч и презентаций, касающихся конкретных тем – скажем, каталонского театра, претендующего на особое место в культуре Испании. И само внимание к отдельным явлениям, фокус на частную практику прекрасно иллюстрировал тезис фестивальных организаторов, настаивающих на том, что именно улица скрадывает наши отличия друг от друга. На улице можно быть собой, разумеется, но так или иначе придется учитывать и особенности другого. Вот эта нового толка политкорректность и постгуманизм кажутся идеальным лозунгом каталонского фестиваля уличного и сайт-специфик театра.

Кристина МАТВИЕНКО

  • Сцена из спектакля “Охота на единорога”. Фото предоставлено фестивалем
  • Сцена из спектакля “Жители, освободившие место для нас”. Фото А.МАНУЙЛЕНКО
«Экран и сцена»
№ 19 за 2018 год.