Фестиваль театров малых городов России прошел нынче в Пятигорске. Организованный Театром Наций в 1994 году, он был подхвачен новой командой Евгения Миронова и развивается как одно из приоритетных направлений работы при поддержке Министерства культуры России. Каждые два года фестиваль проводят в Лысьве (городской театр давно является партнером Театра Наций). Этим летом местом встречи неслучайно выбрали административную столицу Северо-Кавказского федерального округа. Своих театров на Северном Кавказе мало. «Осваивают» регион в основном антрепризы да эстрадная попса.
На фестиваль приехали театры из 13 городов России. Как всегда, были представлены Сибирь, Урал, Поволжье и другие регионы. Многие из коллективов не раз участвовали в фестивале. Но появились и новые игроки – из Майкопа, Новокуйбышевска, Сарапула. Артисты из Майкопа (а там хорошая труппа, в ней еще работают выпускники курса В.С.Андрушкевича из ЛГИТМиКа) рассказывали о том, что многие годы никуда не выезжали, ничего не видели. Для них приезд на фестиваль – как глоток чистого воздуха. То же можно сказать о большинстве театров малых городов, задыхающихся без театрального кислорода.
Хочется, конечно, чтобы карта фестиваля расширялась. Арт-директор фестиваля и главный отборщик Олег Лоевский считает, что отсутствие тех или иных городов связано, прежде всего, с художественным качеством спектаклей. Он прав, фестиваль нельзя превращать в «смотр территорий». Но как важно для коллективов поставить себя в контекст, увидеть, как развиваются другие театры, находящиеся в равном положении, обменяться какими-то контактами, принять участие в мастер-классах по сценической речи и сценическому движению, которые из года в год ведут Антонина Кузнецова (ГИТИС) и Вячеслав Белоусов (ЕГТИ) – на протяжении всей фестивальной недели!
Интересно было, как отзовется публика на творческие искания театров малых городов. В Пятигорске только один театр оперетты, и зал его каждый вечер наполнялся до отказа. Далеко не все оставались до конца спектакля – некоторые постановки вызывали настоящий культурный шок. Например, вахтанговский «Маскарад» в постановке Римаса Туминаса, открывавший фестиваль в качестве гостя. (Напомним, что Пятигорск считает Лермонтова своим, родным, ведь здесь, у подножья горы Машук великий поэт погиб на дуэли.) На вечерних спектаклях становилось понятно, как много здесь табуированных тем, как много мифов, которые невозможно развенчать, как велика сила замшелой традиции. Люди нервно уходили с хорошего спектакля из Серова – «Мадам Роза» по пьесе Николая Коляды, написанной по роману Эмиля Ажара (режиссер Юлия Батурина). Героиня спектакля, старая еврейка Роза, бывшая проститутка, воспитавшая мусульманского мальчика Момо, сыпала афоризмами вроде: «Проституция гибнет как профессия» или «Ну, это Освенцим!», или: «Посмотрите: как много красивых евреев!». Председатель жюри Ольга Остроумова возмущалась: «Что за люди сидят в зале? Они что, никогда не слышали про Освенцим?» Конечно, слышали. Но они точно знают, что при этом слове нужно плакать, а не смеяться горьким смехом. Словом, встречи с пятигорской публикой представляли особую фестивальную драматургию со своими конфликтами, перипетиями и разнообразными финалами.
А в специально организованном пространстве летнего концертного зала «Камертон» Пятигорской филармонии каждый день проходили спектакли малой формы. На них в основном присутствовала фестивальная публика, но просачивались и местные зрители, в основном студенческая молодежь. По их мнению, спектакли малой формы были интереснее и вызывали острое любопытство непривычностью тем, новыми драматургическими именами.
Театры малых городов все смелее идут на сценические эксперименты, осваивают новые драматургические имена, новые театральные формы. Это происходит по ряду причин. Прежде всего – от отчаяния. Многие города живут на грани нищеты. Крупные когда-то производства и заводы либо остановлены, либо жизнь в них едва теплится, они распроданы в девяностые годы за копейки, хозяева чаще всего в Москве, или еще дальше, «социалку» они давно сбросили как ненужный груз, следовательно, спонсоров театрам найти невозможно. Местное начальство театры, как правило, не поддерживает, тайно мечтая избавиться от них. Подработать артистам в этих городах трудно, никаких соблазнов нет. Можно только заниматься искусством или пить. Многие по старинной русской традиции сочетают одно любимое занятие с другим.
Все в таких театрах зависит от режиссеров. Режиссеры, как правило, приезжие. Редкие директора что-то понимают в театре. Благодаря лабораториям Театра Наций многие коллективы получают хорошо обученных молодых режиссеров хотя бы на разовые постановки. Вот отсюда и новые имена, и новые формы. Молодое поколение почти вытеснило племя хмурых безвозрастных дядек с московской пропиской, стойким похмельным перегаром и мутным образованием, найденных директорами театров на бирже. Что и как они ставили – лучше не вспоминать.
Сейчас все по-другому. Приезжает Павел Зобнин в шахтерский город Прокопьевск (уже «зараженный» пребыванием там Марата Гацалова и приглашенных им режиссеров) и ставит «Нужен перевод» Брайена Фрила. А художником спектакля Павел приглашает Фемистокла Атмадзаса. Надо ли еще что-то объяснять? Лучшие проекты домов Z500 — сайт В результате в театре появился хороший спектакль с тонко проработанными ролями, с великолепно придуманным сценическим пространством. (Молодые артисты и студийцы, участвующие в нем, получили приз «Надежда».) Приехал в город Лысьва Вячеслав Тыщук, выпускник Марка Захарова, и поставил там «Облако-рай» Г.Николаева. Он привез с собой и художницу Екатерину Галактионову (Санкт-Петербург). Хорошая драматургия, отличные роли, совершенно бытийная сценография (желтые стены, сдвигающиеся и выталкивающие героя из пространства), остроумно придуманные костюмы. Спектакль получил приз «за лучший ансамбль большой формы».
Приехал в Сарапульский театр Олег Степанов (тоже выпускник Марка Захарова) и поставил там «Сиротливый Запад» М.МакДонаха. Пьеса, конечно, по столичным меркам не новая, но для Сарапула – очень даже смело. И театр (между прочим, со столетней историей) приобрел совершенно новый для себя опыт, освоенный с большими усилиями, но и с огромным интересом. Спектакль получил приз за лучший актерский дуэт – двух братьев отлично сыграли Артем Шевченко и Алексей Агапов. А Олег Степанов стал художественным руководителем этого театра. После лаборатории в городе Майкопе молодой режиссер Радион Букаев довел до финала эскиз спектакля по пьесе Т.Джюдженоглу «Лавина». Труппа национального театра республики Адыгея играет спектакль на хорошем русском языке, играет тонко, подробно, как уже давно не играют на наших сценах. И пьеса эта, казавшаяся умозрительной и фальшивой в русских театрах, вдруг обрела точный смысл и художественную убедительность.
Не всегда режиссерские эксперименты заканчиваются удачно. Артемий Николаев (Москва) поставил «Бесприданницу» А.Н.Островского в театре «Драма номер три» (Каменск-Уральский). В спектакле масса всяческих метафор, но самого главного не произошло. История элементарно не разобрана (другое мнение о спектакле в «ЭС» № 12. – Ред.). Похожая история случилась и со спектаклем «Медведь» А.П.Чехова в Тильзит-театре. Молодой режиссер Вилюс Малинаускас поставил шутку Чехова всерьез. В общем, ему это удалось, и смотреть было не смешно. Но оказалось не слишком убедительно с художественной точки зрения.
Совсем иной случай – Минусинский театр, которому многие годы служит Алексей Песегов. На фестиваль минусинцы привезли спектакль «Ревизор». Постановка явила собой пример распространенной актуализации текста, которой далеко не все пьесы поддаются. Все герои одеты в современные деловые костюмы из ткани с провинциальным металлическим блеском. И со значками известной партийной принадлежности. Этого, да еще отличного режиссерского разбора, оказалось достаточно, чтобы текст заиграл совершенно новыми современными смыслами. Прекрасный артист Игорь Фадеев в роли Городничего был настолько узнаваем, объемен, что заслуженно получил награду «за лучшую мужскую роль».
Два спектакля малой формы (большой, увы, не нашлось) поедут в Москву – это главные награды фестиваля. «Фрекен Жюли» А.Стриндберга привез театр-студия «Грань» из Новокуйбышевска. Режиссер Денис Бокурадзе соединил пластику и драматическое действие (балетмейстер Павел Самохвалов). Спектакль высокой постановочной культуры (автор сценографии и костюмов Алиса Якиманская), стильный, с хорошими актерскими работами. Юлия Бокурадзе (фрекен Жюли) получила награду «за лучшую женскую роль». Отмечена призом губернатора Ставропольского края и Алена Костюк за роль Кристины. Второй спектакль, который поедет в Москву, – «Короли и капуста». Это вербатим глазовского театра «Парафраз», которым многие годы руководит Дамир Салимзянов. О’Генри тут не причем. Смешной и горький спектакль рассказывает о жизни маленького городка, где королями являются все, кто работает на своих дачных участках и выращивает там капусту. Он создан по интервью с жителями Глазова, драматургически целен и остроумно сыгран.
Как всегда, артистов, которых хотелось бы наградить, было гораздо больше, чем призов. Самыми неожиданными и радостными наградами оказались личные призы, которые вручила Ольга Остроумова. Они достались двум актрисам: Татьяне Полянской, исполнительнице роли Ольги в спектакле «Три сестры» (театр «ФЭСТ» из Мытищ), и Любови Бердовой (театр «Парафраз»). «Одна заставила меня плакать, другая – смеяться», – сказала председатель жюри. Когда актрисы шли на сцену за призами, плакали обе. На фестивалях театров малых городов совершенно царит особая атмосфера, дружественная и творческая. Все радуются за всех. Казалось бы, сегодня это невозможно. Нет! Это бывает там, где бедно и весело.
Татьяна ТИХОНОВЕЦ
«Экран и сцена» № 13 за 2013 год.