Кустурица, инопланетяне и охрана императора

shapeimage 4Документальный экран

24-й Открытый фестиваль документального кино “Россия” в Екатеринбурге.

Конкурс нынешнего фестиваля прошел ровно, спокойно, практически без всплесков. Тем обиднее, что неоднозначные и любопытные работы остались вне кадра – во внеконкурсных и информационных программах порой встречались более интересные работы. Например, “Собачий кайф” Ивана И.Твердовского, поднимающий жесткую социальную тему: самоубийство детей и подростков на ниве увлечения игрой “собачий кайф”. Или “Пять минут свободы” Кирилла и Ксении Сахарновых, показанные в библиотеке имени Белинского, новоприобретенной площадке фестиваля, – о семи демонстрантах, вышедших 25 августа 1968-го на Красную площадь в знак протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Участники знаменитой “демонстрации семерых” оказались на годы в тюрьме. В своем фильме авторы делают попытку поразмыслить о сегодняшнем протестном движении в России. Обе картины производят достаточно сильное впечатление. Фильм Ивана И.Твердовского завершается резонансным роликом, выложенным в свое время на YouTube, – подросток, желая заснять себя во время “собачьего кайфа”, случайно себя убивает. А в “Пяти минутах свободы” герой, оказавшийся в психиатрической клинике, вспоминает, как его тщательно ограждали от любого чтения в течении нескольких лет. Однажды он случайно нашел клочок “Известий”, и каждый день читал по строчке, пока и его не отобрали. Героиня рассказывает, что два года ее соседями в психлечебнице были люди, совершившие убийства. 
Светлана Стасенко в “Дневнике наркоманки” вскользь коснулась политической составляющей существования фонда “Город без наркотиков”. Евгений Ройзман и Евгений Маленьков в кадре появляются всего несколько раз, мимоходом – основное внимание в фильме уделено пациенткам реабилитационного центра. Они оказались на грани и потому пришли в этот центр. Страшно, что кто-то из них не смог удержаться, не выжил. Катя, бывшая наркоманка и сотрудник фонда, сделала следующую запись: “Фонд закрыли. Сорок девушек отправились на улицу. 32 из них снова сели на иглу и погибли”…
Нельзя было не обратить внимание (к сожалению, в негативном ключе) на фильм Анны Шишовой “Катя”, удостоенный приза за режиссуру. Далеко не юная барышня много философствует, путешествует по Индии, видимо, ища себя, но, похоже, безуспешно, и с диковатой улыбкой признается, что употребляет наркотики и занимается проституцией. Забавы ради, в кадре на протяжении долгих минут душат и убивают щенка. Стоит упомянуть, что оператор картины, Сергей Пчелинцев, обвиняется в убийстве священнослужителя Павла Адельгейма.
Излишней натуралистичностью запомнилась работа Софии Гевейлер “Данный взамен”. В ней матери, которые хотят иметь детей и по разным причинам не могут их родить, и женщины, которые рожают легко, но оставляют своих детей в роддоме. Софья на протяжении двадцати с лишним минут рассказывает зрителю жуткие истории. Родители с четвертым ребенком из дома выгоняют, остается с младенцем по вокзалам скитаться; что делать, когда дочь подрастет и спросит, почему приходится питаться на раздатчике для нищих… Однако даже мама, родившая желанного малыша, для которой он стал отрадой, не вытащит фильм из пучины беспомощности.
Кстати, совсем иная по эмоциональному посылу картина “Линар” Анастасии Тарасовой, выпускницы Уральского государственного университета и ВГИКа, и о детях тоже. Фильм неслучайно был отмечен призом зрительских симпатий. Несмотря на солидный хронометраж (почти полтора часа), смотрится единым целым, а судьба Линара не оставляет равнодушным. Обычно программа фестиваля более насыщена картинами, обращенными в прошлое – видимо, документалисты всерьез взялись за настоящее. Но были два фильма, построенные на исторических хрониках. “Мы не подписывали договора в Версале” Виктора Лисаковича (приз за лучший полнометражный фильм) – о событиях, связанных с заключением Версальского мира; “Спасти и сохранить” Андрея Осипова и Евгения Малевского о деле непростом и деликатном – охране императора России.
Фильм “Контактеры” (отмечен призами прессы и за сценарий имени Леонида Гуревича) по форме напоминает анекдот и невольно возникают аналогии с картиной Александра Белобокова “Алиса, Базилио и мама из Калуги”, показанной на фестивале “Россия” два года назад. Белобоков, между прочим, тоже получил тогда приз кинопрессы. На протяжении десяти с лишним минут главный герой, весьма артистичный дед, рассказывает о том, как с ним общались инопланетяне и какое послание передали для человечества. Звучит абсурдно, но рассказано увлекательно.
Гран-при фестиваля (жюри возглавлял Владимир Меньшов) получил фильм Наталии Гугуевой “Кто такой этот Кустурица?”. Как несложно догадаться, посвящен он знаменитому сербскому режиссеру. Кстати, на пресс-конференции Наталия Гугуева призналась, что снимать Кустурицу было крайне сложно – он пытался захватить бразды правления, отказывался сниматься, если что было не по нему, и зачастую на съемках оказывался в более чем веселом состоянии.

Александра ЖУКОВА-ШМЫРОВА
«Экран и сцена» № 20 за 2013 год.