Территория любви

Кадр из фильма “Негативное пространство”XXIV Международный фестиваль анимационных фильмов КРОК. Место проведения – теплоход “Константин Симонов”. Маршрут: Москва – Углич – Горицы – Петрозаводск – Мандроги – Валаам – Санкт-Петербург

 

НАГРАДЫ КРОКА-2017

Гран-при – “НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО”, режиссеры Макс Портер, Ру Кувахата, Франция

Лучший фильм в категории фильмов до 5 минут – “КАК ТВОЯ ПРОСТАТА?”, режиссеры Жанна Патурль, Сесиль Руссе, Франция

Диплом – “АНИМИРОВАННАЯ ГАЗЕТА”, режиссер Донато Сансоне, Франция

Лучший фильм в категории фильмов от 5 до 10 минут – “КОНЕЦ СЕЗОНА”, режиссер Даниэла Ляйтер, Австрия

Дипломы – “ПРАЗДНИЧНЫЙ ВЕТЕР”, режиссер Маржолен Перретен, Швейцария; “СЛОМЛЕННЫЕ: ЖЕНСКАЯ ТЮРЬМА В ЗАМКЕ ХОЭНЕК”, режиссеры Фолькер Шлехт, Александер Лаль, Германия; “ПРАЗДНИК”, режиссер Нина Бисярина, Россия

Лучший фильм в категории фильмов от 10 до 50 минут – “ПИТОН И СТОРОЖ”, режиссер Антон Дьяков, Россия

Дипломы – “ПУСТОТА”, режиссер Уло Пикков, Эстония; “ПЕРИФЕРИЯ”, режиссер Давид Кокар-Дассо, Франция

Лучший фильм для детей – “ХУЛИГАНСКИЕ СКАЗКИ” (часть первая), режиссеры Якоб Шу, Ян Лахауэр, Великобритания

Дипломы – “БЕЛЬЧОНОК И САНКИ, режиссер Олеся Щукина, Россия; “КАРМАННЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК”, режиссер Ана Чубинидзе, Франция/Швейцария/Грузия

Лучший фильм в категории прикладная и заказная анимация – “АНИМАТАНГО”, художественный руководитель Елена Чернова, Россия

Дипломы – “ЭЛЮВИУМ – РЕГЕНЕРАТИВНОЕ СУЩЕСТВО”, режиссер Стас Сантимов, Украина; “СЧАСТЛИВЫЕ ПРИВИДЕНИЯ” (серии 11-13), режиссер Такаси Курихара, Япония

Приз за лучший дебют – “ПЕПЕ ЛЕ МОРЖ”, режиссер Люкрес Андре, Франция

Специальные призы – “БОЛЬШАЯ СУМКА”, режиссер Дэниель Гривс, Великобритания; “ПРИЧИННАЯ”, режиссер Андрей Щербак, Украина

Особый приз имени Александра Татарского – “ДО ЛЮБВИ”, режиссер Игорь Ковалев, Россия

Приз зрительских симпатий – “ХУЛИГАНСКИЕ СКАЗКИ” (часть первая), режиссеры Якоб Шу, Ян Лахауэр, Великобритания

 

КРОК продолжает свой путь, и в будущем году ему двадцать пять лет. Как сказал его президент Юрий Норштейн, “КРОК – это праздник!” А Светлана Филиппова, председатель селекционной комиссии заметила: “Душевный, семейный, искренний и веселый фестиваль существует несмотря ни на что”. В радийных объявлениях на теплоходе всегда была слышна фраза: “КРОК – территория любви”. Да, все, кто побывал на этом форуме, получили заряд творческой энергии, взаимопонимания, теплоты отношений. Большая заслуга в организации КРОКа, атмосфере встреч – его команды под руководством Ирины Капличной.

В труднейших условиях веселый человечек с короной из карандашей на голове не сдается! Аниматоры из многих стран говорят о том, что стремятся попасть на “анима-теплоход” не только для того, чтобы представить свои работы, но и посмотреть Россию, окунуться в атмосферу общения, редкую и незабываемую. Дорогого стоит такой отклик в наше противоречивое, трудное время. На КРОКе царит искусство, здесь нет политики. Интернациональное жюри отметило специальным призом фильм “Причинная” (Украина, режиссер Андрей Щербак). Он тоже о любви, но исковерканной войной.

Отборочной комиссии были предложены 954 фильма из 54 стран, а в конкурсе оказался 131 фильм из 36 стран. Комиссию представляли художник Андрей Золотухин, режиссер, художник, аниматор Светлана Разгуляева, режиссер-аниматор, художник, сценарист Михаил Тумеля (Беларусь), режиссер, сценарист, аниматор Олег Ужинов, директор программ МКФ КРОК, кинокритик Алик Шпелюк. Фестивальную заставку, выразительную и заразительную, на этот раз выполнила международная команда – Суреш Эрият (член жюри из Индии), Нилима Эрият, Бастьен Дюбуа и Татьяна Полянская.

И уже в первой конкурсной программе – самых коротких фильмов – любовь присутствовала! В рисованной анимации “Время пуль” (режиссер и художник Фродо Куйперс, Нидерланды) два ковбоя целятся друг в друга. Но… Смертельные пули влюбляются, встретившись в полете. И забывают, соединившись, о своем назначении. Кружение “пары” и нарастание взаимоотношений. Мягкий юмор уводит перестрелку в другие повороты.

Сближению друг с другом посвящены многие фильмы фестиваля. Как понять, нужен ли ты этому человеку? Совпадет ли твое представление о жизни с его мыслями? (“Куры”, режиссер, сценарист Джордж Ву, Великобритания.) Остроумная зарисовка в технике пиксиляции, при которой реальные актеры или предметы снимаются покадрово и монтируются потом с целью достичь какой-либо необычной ситуации, которую без применения подобного трюка не снимешь. Ну, например, можно очень интересно, прав-доподобно сделать летающих людей или «оживить» вещи, а также можно проходить сквозь стены (“Золотые хиты”, режиссеры, продюсеры, сценаристы Дан Вельсинг, Йост Лиувма, Нидерланды). Герой-подросток хочет танцевать с привлекательной девушкой рок-н-ролл на танцполе в ресторане далеких 1950-х годов. Но его соперники, парень и проигрыватель “заика”, мешают сближению. И так бывает!

В той же короткой категории (до пяти минут) – кукольный фильм “Негативное пространство”. Его сотворил во Франции режиссерский тандем из Балтимора (США) – Макс Портер и Ру Кувахата. Близкая к жанру черной комедии история удостоена Гран-при фестиваля. Жутковатая драма мальчика, которого папа учил скрупулезно укладывать вещи в чемодан, тщательно заполняя объем. Частые командировки отца привели к поддержанию подобного порядка. И подросший мальчик так был выдрессирован и “упакован” в эту, можно сказать, задачу со свертыванием и складыванием, что удивился пустотам вокруг тела отца в… гробу! Это ли не катастрофа семьи, где есть муштра и нет любви?

Режиссер из Южной Кореи Чон Да-Хи словно подхватила тему одиночества, отсутствия теплоты и радости жизни из “Негативного пространства”. Ее пастельная работа “Пустая комната” в компьютерной 2D (категория фильмов до десяти минут) уже получила Гран-при на фестивалях в Хиросиме и Анси. Очень выразительна аннотация: “Время – то, чем наполнена комната. Пыль – то, чем наполнена я”. Грусть с акварельным оттенком мгновений бытия…

В категории “фильмы для детей” предпочтения зрителей и жюри сошлись. Приз зрительских симпатий и приз за лучший фильм в данном формате получили “Хулиганские сказки” (3D, режиссеры, сценаристы Якоб Шу и Ян Лахауер). Эти замечательные аниматоры, родившиеся в Мюнхене, с небольшой разницей в возрасте (Якоб постарше) завернули хулиганскую сказку в Лондоне. Их фильмы в прошлом номинированы на премию “Оскар”, удостоены главного приза Британской киноакадемии BAFTA. Одним словом, веселые ребята, талантливо впитавшие особый юмор вполне стабильной Англии.

На фестиваль прибыл Якоб Шу. На обсуждении фильмов (“кофе-брейк с режиссерами”), которое вели режиссер Константин Бронзит и кинокритик Лариса Малюкова (“Новая газета”), Якоб Шу рассказал о создании “Хулиганских сказок”, снятых по мотивам литературных фантазий Роальда Даля с иллюстрациями Квентина Блейка: “Эта книга не переведена на множество языков, как другие произведения Роальда Даля. Изначально у нас были отдельные сказки – шесть коротких историй. Мы не могли добавлять в фильм свои диалоги, так как тексты Даля в Великобритании практически священны, их нельзя трогать. Затем мы разработали сценарий, соединив все истории. Фильм состоит из двух получасовых частей, их планируют показывать по английскому ТВ на Рождество”.

На фестивале “Хулиганские сказки” прошли с громким успехом! Новая трактовка знаменитых Белоснежки, Красной Шапочки и Трех поросят уморила зрителей. Дело в том, что девочки подружились до такой степени, что понимай, как хочешь! Красная Шапочка, переодевшись в шкуры двух голодных волков, которых она победила, спасла бедных поросят от гибели. Вот-вот и ими бы “закусили” вредные волки. А какие чудесные гномики, друзья Белоснежки – она ведь победила злую Королеву! Обаяние, симпатия к героям классика, отменный вкус открыли и любовь к своему делу одаренных режиссеров.

На закрытии фестиваля показали и вторую часть этого фильма, что ли подарком от призера. Следует отметить прекрасный сценарий, редкое чувство жанра, ритмичный монтаж. Получая призы, Якоб Шу поблагодарил организаторов за фантастический фестиваль, где он встретил талантливое сообщество. Познакомился с замечательной закуской – солеными огурцами. И добавил: “Желаю вам всем любви из всех любовей!” В программе был-таки фильм-дебют “Любовь” о глобальной катастрофе, влияющей на атмосферу маленькой планеты (режиссер, сценарист, художник, аниматор Река Бучи, Венгрия/Франция). И тут возникло единение обитателей планеты.

Еще один фильм-дебют, “Праздничный ветер” (режиссер, сценарист, художник, оператор Маржолен Перретен, Швейцария) – очаровательный, легкий – получил Приз прессы, диплом жюри, второе место в рейтинге.

Приз “За высший пилотаж” имени Александра Татарского – получил его друг, соавтор и основатель (вместе с Татарским) первой в России анимационной независимой студии “Пилот” Игорь Ковалев за фильм “До любви”. Фильм, о котором “Экран и сцена” писала в 2016 году, в связи с программой Суздальского Открытого российского фестиваля анимационного кино. Это работа мастера, удостоенная призов по всему миру. Константин Бронзит спросил на обсуждении: “Есть что-то в фильме, что ты, Игорь, скрываешь? Не “троллишь” ли ты нас?” Ковалев ответил: “В общении с людьми я иногда этим занимаюсь, но что касается фильма – там нет никакого троллинга”. Бронзит: “Теперь серьезный вопрос. Мне кажется, что ты про кино знаешь все: как и что делать, четко представляешь задачу, сверхзадачу, все просчитываешь и получаешь результат. Когда ты работаешь, есть ли у тебя в каждой работе какая-то новая тайна, что называется, неведомая тебе и которая является главным мотиватором процесса? Что нового ты готов открыть?” Ковалев: “Я бы хотел открыть что-то новое, но это невозможно. Вот яркий пример – в фильме “До любви” я пришел к какому-то тупику. Мало того, этот сценарий был написан десять лет назад! И для меня большой сюрприз, что я согласился делать фильм по этому сценарию. Да, формально для меня это повторение того, что я делал раньше. Подходу к сюжету, к фабуле, к нарративу истории. Если я сделаю следующий фильм так, что он будет похож, как брат или сестра, на предыдущий, – я обещаю всем в зале никогда не делать анимационное кино!” Бронзит: “Вот, ты нас и троллишь!” (общий смех!). Вот пример метода мастера, его взгляд на собственное творчество.Кадр из фильма “Хулиганские сказки”

Кстати, “Кофе-брейк”, обсуждения программ с участием Юрия Норштейна, Елены Черновой, Олега Ужинова, Сергея Меринова, Михаила Тумели, мастер-классы членов жюри – своего рода прекрасная выездная школа. Художники, сценаристы, режиссеры из многих стран получают здесь профессиональную поддержку. Как правило, на КРОКе только одна пресс-конференция – с членами жюри, где аниматоры из разных стран подводят итоги, говорят о своих впечатлениях. Екатерина Соколова так прокомментировала конкурс: “Впечатление от программы осталось очень хорошее, было много сильных и интересных фильмов – как совсем новых, так и отмеченных самыми престижными призами международных кинофестивалей. Это и стало для нас проблемой – всех не наградишь. В жюри собрались люди с очень разными, с диаметрально противоположными взглядами и вкусами. Мы ругались, спорили, но, в конце концов, остались довольны фестивалем”.

Российские участники тоже были отмечены призами и дипломами. Об этих, уже известных, фильмах в моих материалах об анимационных фестивалях написано немало. Их было на КРОКе двадцать шесть. Награды получили “Питон и сторож” (режиссер Антон Дьяков), “Аниматанго” (режиссеры Елена Чернова, Николай Богаевский, Сергей Меринов, Михаил Алдашин, Елизавета Астрецова, Артур Толстобров, Дмитрий Высоцкий, Владимир Пономарев, Александр Свирский, Сергей Гордеев, Наталья Березовая, Алексей Будовский), “Бельчонок и санки” (режиссер Алеся Щукина), “Три кота. Серия “Папа за маму” (режиссер Дмитрий Высоцкий). Уморительный фильм “Охота” Алексея Алексеева (Франция). См. список лауреатов КРОКа-2017.

Новый фильм Алексея Демина – “Джон Боттом – неизвестный солдат”. Режиссер, сценарист, художник и аниматор опять обратился к экранизации литературного произведения. На этот раз – “Джон Боттом”, стихотворение Владислава Ходасевича 1926 года. Рисованная анимация в фильмах Демина практически всегда выигрывает в творческих соревнованиях, надеюсь, у этой картины все еще впереди. Погибший на Первой мировой войне английский солдат похоронен как герой в лондонском аббатстве. Он был портным. А при захоронении его руку, руку портного, заменили рукой плотника. Но больше всего Джон жаждет встречи с женой. И просит апостола Павла: “Так приоткрой свои врата, / Дай мне хоть как-нибудь / Явиться призраком жене / И только ей шепнуть”. Тоже история о любви. И о войне. Современная оказалась история.

На КРОКе отметили юбилеи Федора Хитрука, Давида Черкасского, Александра Петрова, Дмитрия Наумова. Фестивальный капустник “Карнавал” как всегда был наполнен выдумками и пародиями на фильмы, причем в них участвовали сами авторы. А члены жюри загримировались так, что их вряд ли можно было узнать. Например, режиссер и художник Екатерина Соколова предстала этакой фартовой дамой, лихой и яркой, а председатель жюри, режиссер, художник, сценарист Рао Хейдметс из Эстонии энергично демонстрировал пластичность, исполняя танец живота. Лица были задрапированы, и поэтому украинского киноведа и режиссера Станислава Сукненко в образе цыганки угадать удалось лишь в финале. Режиссер кино и театра, продюсер Кине Ауне (Норвегия) в мужском облике демонстрировала “ум и совесть” всей компании. Узнать сразу удалось лишь любимца и друга КРОКа Суреша Эрията. Его выдала борода. Похвалю и очень смешной фильм жюри о “работе коллектива”.

Вечера “Ре-анимации” с остроумными, талантливыми выступлениями ведущего всех церемоний и встреч Вадима Жука, воспоминания мастеров о коллегах по цеху, истории и анекдоты объединяли зрителей. Одна из шуток сатирика Вадима Жука о том, что Министерство культуры выделило 68 миллионов рублей для создания анимационного фильма “Матильда” совместно с кинорежиссером Алексеем Учителем. Выделенные средства из гос-казны аниматорам, подчеркнул автор, говорят о том, что люди они богатые! Смешно, если бы не было так горько… Как заметил Рао Хейдметс: “Посмотрим, что будет в будущем”.

В камерных вечерах поэзии участвовал Вадим Жук, чьи книги стихов полны “ясности выражения и ума” – так о поэзии Бориса Слуцкого написал петербуржец, эссеист, литературный критик Никита Елисеев. Мне кажется, что это относится и к хрустальной лирике поэта Вадима Жука. Тандем Алла Боссарт – Игорь Иртеньев тоже читали свои стихи. Иртеньев читал из опубликованного и, как он называет, прошлые, “из сундука”. Публицист, прозаик, журналист Алла Боссарт готовит книгу своих статей, портретов известных друзей. Пишет стихи под влиянием, как она полагает, Иртеньева. И получается.

Иностранные гости постигали наш юмор с поразительным вниманием. И хохотали не меньше. Да извинят меня все достойные фестивали, проходящие России, но который раз невообразимая “артерия аниматоров” восхищает миром чувств и духовной сплоченностью. Как-то на фестивале в Суздале режиссер Вадим Абдрашитов заметил, что подобного “рычага” он не видит в своем цеху.

А все потому, что здесь зримо присутствует территория любви. Не могу обойти вниманием благодарственное письмо в дирекцию фестиваля члена кинематографической семьи (разрешение на публикацию от дирекции есть):

“Я хотела бы выразить огромную благодарность за КРОК!

Когда я была тем, вечно бегающим, ребенком на КРОКе, я не могла в полной мере оценить “все это”. Так что исполню свой долг сейчас.

Спасибо большое за организацию, за маршрут, за возможность общения, которую вы дарите всем, за фильмы, за карнавал, за уникальную атмосферу, за уют, за любовь и заботу, их запах настолько густой и вкусный, что невозможно игнорировать взаимные чувства. Спасибо за то, что даете КРОКу шагать.

Не дайте ему остановиться – пусть он бежит по Волге, по Черному морю, по Днепру. Где угодно. Пусть он будет.

Мои нежные чувства Ирине Александровне и всем, всем, всем.

Влюбленная в КРОК

Саша Мокрицкая”

 

Татьяна МУШТАКОВА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2017 год.