Русский сезон в Марракеше

Кадр из фильма “Мистер Вселенная”Из всех марокканских городов Марракеш исторически больше всего ассоциируется с Марокко (в Иране и Средней Азии страну так и называли – Марракеш). Правда, легендами европейского декаданса стали другие марокканские города – Касабланка и Танжер, стали не в последнюю очередь благодаря кинематографу: вспомним легендарную “Касабланку” и фильм Бертолуччи “Под покровом небес”.

Тем не менее, международный кинофестиваль был задуман именно в Марракеше, где впервые состоялся в 2001 году под патронажем короля Марокко Мухаммеда VI.

Город чрезвычайно привлекателен для туристов и для “понимающей публики”. Здесь проводит много времени экс-президент Франции Николя Саркози с супругой Карлой Бруни. Здесь в свое время разбил райский сад художник Жак Мажорель. После его смерти дом-мастерскую с садом Jardin Majorelle купил Ив Сен-Лоран, а когда и его не стало, здесь открыли музей, посвященный великому кутюрье.

Кинофестиваль возник в жестокий и совсем не романтический момент – вскоре после трагедии 11 сентября. Он сразу взял курс на преодоление вражды, страха, предрассудков, на создание интеллектуального моста между культурами и цивилизациями, с акцентом “на развитие человеческого потенциала”. Патроном и президентом фестиваля стал брат короля, юрист по профессии принц Мулай Рашид, а фестивальную команду возглавил крупный французский продюсер Тоскан дю Плантье. После смерти Тоскана дю Плантье должность директора фестиваля заняла его вдова – Мелита Тоскан дю Плантье.

В Марракеше можно учиться искусству организации фестиваля. Наверняка помогает участие французов в команде: стиль фестиваля – сочетание французского этикета и пышных марокканских ритуалов. Фестиваль славится не только фильмами, но и красочными вечерними церемониями. Они проходят в хайтековском, оборудованном по последнему слову новых технологий, Дворце конгрессов, где происходящее на сцене с помощью субтитров синхронно переводится с арабского на французский и английский, и наоборот.

Церемонии включают образовательный ликбез: зрителям рассказывают (и показывают на экране) историю вопроса, знакомят с творческими достижениями героев вечера. Рядом с фестивальным Дворцом развернута целая кинематографическая улица с палатками и стендами, где можно узнать про самых экзотических режиссеров, ставших гостями Марракеша.

Это отчасти объясняет тот факт, что сюда наведываются крупнейшие кинематографисты мира, и все равно их список поражает взор. Здесь побывали в качестве гостей Клод Лелуш, Дэвид Линч, Леонардо Ди Каприо, Бен Кингсли, Билл Мюррей и Джон Малкович.

Жюри в разные годы возглавляли Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе, Аббас Киаростами и Эмир Кустурица, Милош Форман и Роман Полански, Жанна Моро и Шарлотта Рэмплинг. В этот раз на ответственную роль пригласили венгра Белу Тарра – тоже режиссера первого ряда. В состав жюри вошли еще два гуру авторского кино – француз Брюно Дюмон и аргентинец Лисандро Алонсо, а также датчанин-ветеран Билле Аугуст, дважды в своей жизни выигравший каннский конкурс.

Как дома и в то же время в экзотическом обрамлении чувствуют себя в Марракеше французские звезды. В этом году Изабель Юппер представляла вместе с Полом Верховеном картину “Она” и другую – “Воспоминание”. Актриса также вручала Верховену награду за вклад в мировой кинематограф.

Особенные почести были оказаны Изабель Аджани, чей вклад в кино отмечен специальной ретроспективой. В любви французской звезде признавались на сцене знаменитые режиссеры Кристиан Мунджиу, Кристоф Оноре, Абдурахман Сиссако.

Надо заметить, ради этих красочных церемоний на фестиваль приходят даже те, кого не слишком интересует само кино. Иногда можно было видеть, как нарядно одетые (видно, специально готовились) пары уходили сразу после представления, не оставались на фильм. Впрочем, массовая публика в Марокко кино любит и во время фестиваля явно стремится восполнить недостаток впечатлений в течение года, ведь кинотеатров в стране мало, артхаусный прокат практически отсутствует. А многие из тех, кто не имеет возможности попадать на престижные фестивальные гала-показы, охотно смотрели кино в куда более демократичной атмосфере площади Джемаа аль-Фна.

“Культурное пространство” этой центральной площади города объявлено шедевром устного и нематериального наследия человечества и включено в список культурного наследия ЮНЕСКО. Вплоть до XIX века это было место казней и работорговли. В 1970-е здесь, в центре медины, собирались хиппи со всего мира, привлекаемые кифемом – местной марихуаной, которая свободно продавалась. В наши дни на площади каждый вечер устраивается огромный базар с уличными магазинами, ресторанами, выступлениями жонглеров, сказителей, барабанщиков, музыкантов гнава, заклинателей змей. А во время кинофестиваля тут еще крутят кино для всех – например, “Робокоп” Верховена или “Подземку” Бессона.

Победителем международного конкурса и обладателем фестивального Гран-при “Золотая звезда” стал китайский фильм “Донор”. Режиссер-дебютант Цзан Циу прежде работал ассистентом на проектах Чжана Имоу. Для своей первой самостоятельной работы он выбрал жанр социальной мелодрамы.

Герой картины Ян Ба – пожилой мужчина с мешками под глазами и почерневшими руками, из тех, про кого говорят “отработанный материал”. Автомеханик на жалком пункте техобслуживания, он день напролет копается в железках, чтобы свести концы с концами, а в качестве приработка бегает в соседнюю больницу и сдает кровь. Но сил его не хватает, чтобы оплатить учебу сына и купить новое жилье взамен идущего на снос дома.Кадр из фильма “Дуэлянт”

Богатый кузен предлагает герою приличную сумму, если Ян Ба отдаст свою почку для пересадки его тяжелобольной молодой сестре. Сама операция проходит успешно, но пересаженный орган не приживается, поскольку взят у старого донора. Тогда кузен обещает осыпать семью бедного родственника золотом, если донором согласится стать его восемнадцатилетний сын. Парень, соблазнившись посулами и желая помочь родителям, готов на это, и тогда отцу приходится пойти на крайние меры, чтобы сохранить драгоценное здоровье сына – единственное ради чего он живет на этом свете.

“Донор” соединяет мотивы классических фильмов Витторио Де Сики “Бум” и “Похитители велосипедов”. А жизнь современного Китая, выразительным фоном показанная в картине, выглядит бездушной и жесткой, хотя режиссер в своем художественном методе изображения среды весьма деликатен и ничуть не сгущает краски.

Другому китайскому постановщику Ван Сюэбо достался приз за режиссуру; его картина “Нож в чистой воде” – еще одна социально-психологическая драма о простых людях с их непростым внутренним миром. И здесь перед пожилым вдовцом стоит судьбоносный вопрос: принести ли в жертву быка, ставшего его единственным другом. Тут очевидна внутренняя перекличка с темой знаменитого фильма Белы Тарра “Туринская лошадь”.

“Мистер Вселенная” Тиццы Кови и Райнера Фриммеля, обыгрывающий прелести цирковой стихии, получил второй по значению приз жюри. Лучшей актрисой признана Фереште Хосейни из ирано-афганской картины “Расставание”, а приз за мужскую роль разделили Бальдюр Эйнарссон и Блер Хинрикссон – юные исполнители – тинейджеры из лирического исландского фильма “Домашний очаг“.

Каждый год фестиваль уделяет особое внимание одной из крупных кинематографий мира. В этом году в фокусе оказалось российское кино. В конкурсе его представляла “Зоология” Ивана И.Твердовского – картина уже имеющая счастливую фестивальную судьбу. Два года назад в том же Марракеше Твердовский выиграл главный приз за свою дебютную ленту “Класс коррекции”, а еще раньше, в 2008-м, здесь победило “Дикое поле” Михаила Калатозишвили.

Но то были единичные прорывы. В нынешнем же году на фестивале прошла уникальная для наших дней огромная ретроспектива российских фильмов – от «Броненосца “Потемкин”” до “Дуэлянта”. Она составлена Жоэлем Шапроном, французским экспертом по российскому кино. В рамках программы прошел и специальный вечер, посвященный кинематографу made in Russia; его открыла Фанни Ардан. Она произнесла лирический монолог про российское кино как оазис романтизма и свободы, а потом вышла в составе двух десятков человек внушительная российская делегация. Ветеран Владимир Меньшов, маститые режиссеры Сергей Бодров, Павел Лунгин, Карен Шахназаров, Валерий Тодоровский, героиня “Маленькой Веры” актриса Наталья Негода. Называю только самые известные имена.

Перед премьерой “Дуэлянта” Алексея Мизгирева зрителям предложили эффектный ролик с фрагментами классических фильмов, включенных в ретроспективу: эти картины не просто принесли славу российскому и советскому кино, но и выразили динамику времени. “Летят журавли” Михаила Калатозова (фильм-победитель Каннского фестиваля), “Баллада о солдате” Григория Чухрая, “Иди и смотри” Элема Климова – эти и многие другие фильмы создавали впечатление, что сквозной темой нашего кино является война. Но даже когда речь идет о мирных днях, картина жизни на экране сурова и драматична: вспомним “Хрусталев, машину!” Алексея Германа, “Такси-блюз” Павла Лунгина, “Умри, замри, воскресни” Виталия Каневского, “Город Зеро” Карена Шахназарова, “Брат” Алексея Балабанова, “Левиафан” Андрея Звягинцева, “Дурак” Юрия Быкова, “Ученик” Кирилла Серебренникова. “Легких” фильмов типа “Стиляг“ или “Про любовь” в анналах нашей киноклассики не так уж много.

Наверное, чтобы смягчить впечатление от суровой киноправды, режиссеры русской церемонии придумали танцевальный дуэт и красивое оформление: марокканец и русский плясали вприсядку под мелодию “Калинки”, а над ними парили в воздухе красный и белый газовые шарфики, словно из фильма “Солнечный удар”.

Елена ПЛАХОВА

Кадры из фильмов “Мистер Вселенная”, “Дуэлянт”

«Экран и сцена»
№ 1 за 2017 год.