Прощание
Ушла из жизни Марина Юльевна Хмельницкая (1.12.1940–3.02.2014), историк театра, педагог РАТИ-ГИТИСа, отдавшая этому институту большую часть своей жизни. Два десятилетия стали годами ее проректорства, девять лет – эпохой ректорства. Драматичным было ее вступление на руководящий пост (после убийства ректора Сергея Александровича Исаева), драматичным было и расставание с этой отнюдь не вожделенной и, конечно же, нервной и обременительной должностью. Комментируя свою отставку в 2009 (а события разворачивались в несправедливой и унизительной форме, с очень серьезными, потом отозванными, обвинениями), Хмельницкая твердо говорила: “С моим будущим все в порядке, я профессор кафедры истории театра. Я буду заниматься своей основной профессией – работать со студентами. Я это люблю, и это мое дело. А моя девятилетняя работа ректором и почти двадцатилетняя работа проректором – это был некий зигзаг в судьбе. Теперь я возвращаюсь к своей истинной профессии”.
Она была высокой, статной, царственно красивой, разговаривала с любым собеседником с достоинством и обязательной иронией, чаще – самоиронией, не сводя с тебя внимательного и испытующего взгляда. Завершая интервью по итогам первого года своего ректорства, на вопрос о материальном положении института сказала, как отрезала: “А вот жаловаться – это удел горничных”.
Жизнь связала ее с театром с самого рождения. Дочь актеров легендарного Камерного театра, созданного Александром Таировым, Марина Хмельницкая рассказывала: “Папа был ведущим актером, постоянным партнером великой Алисы Коонен. Когда Камерный театр закрыли, он стал опереточным комиком, потом руководил Театром музкомедии в Ленинграде, позднее – Волгоградской опереттой. И всегда преподавал актерское мастерство”. А она стала преподавать историю русского театра, специализируясь на XX веке.
Бывший студент, а теперь и коллега, Павел Руднев, как и многие другие ученики Марины Юльевны Хмельницкой, откликнулся на ее смерть в фейсбуке: “Строгая в общении и страстная на лекциях, иногда она одаривала совершенно сокрушающей улыбкой с горечью. <…> Она любила носить кожаные куртки и была немножко словно бы из времени, откуда ее родители, артисты Камерного театра. Ее отец был первым русским Мэкки-Ножом в спектакле Таирова. Как-то она сказала на лекции, что любимым глаголом Горького было «делать». Вот она оттуда, мне кажется, из деятельной эпохи 20-х”.
Прощаться с Мариной Юльевной Хмельницкой пришло очень много народа. ГИТИСовское братство все еще существует.
Мария ХАЛИЗЕВА
«Экран и сцена» № 3 за 2014 год.