Кукольный дом

Фото Е.ДМИТРИЕВСКОЙСувенирные лавочки Мюнхена напоминают музеи. Хотя цены на подарки запредельны для среднестатистического туриста, однако любоваться ручной работой немецких мастеров никто запретить не может. Приветливые хозяйки магазинчиков отлично знают, что их куколки с приданым, домики с крохотной мебелью, щелкунчики от мала до велика, часы с кукушками и веселыми качелями с кокетливыми пейзанками в национальных костюмах, раскачивающимися в ритме “тик-так”, редко кому по карману. Что за беда! В двух шагах – совершенно бесплатное кукольное представление на башне знаменитой Новой ратуши, славящейся своими часами-курантами. Летом два раза в день (зимой только утром) на Мариенплац яблоку негде упасть: взрослые и дети заворожено стоят, запрокинув головы, в ожидании чуда. Под перезвон 43-х колоколов медленно открываются дверцы двухэтажного вертепчика: на верхнем ярусе появляются герцог Вильгельм V c молодой супругой Ренатой Лотарингской. Они неподвижны, как король и королева в балетном дивертисменте. Вокруг них вращаются герольды с трубами, знаменосцы и оруженосцы. В честь свадьбы герцога устроен рыцарский турнир. Рыцари на конях также кружатся по оси, но главное событие – победа баварского воина над воином лотарингским происходит на авансцене и завершает первое действие пятнадцатиминутного спектакля. Во втором этаже дирижер машет палочкой невидимому оркестру, и начинается веселый танец бондарей (по легенде пляска посвящена избавлению Мюнхена от чумы в 1517 году). Куклы, участвующие в представлении, большие, в человеческий рост. Что неудивительно, если учесть на какой высоте им приходиться выступать. Традиция “Глокеншпиля” в Новой ратуше не такая уж древняя, насчитывает чуть больше столетия.

Всего 30 лет назад в башенке Старой ратуши, что неподалеку, появился Музей игрушки. Его основал чешский режиссер-документалист Иван Штайгер, эмигрировавший в Германию в 1968 году. Разыскивая для фильма модель старой машины, он увлекся коллекционированием игрушек. Бродил по блошиным рынкам, давал объявления в газетах, на которые откликались пожилые мюнхенцы. Скоро старые игрушки заполонили его квартиру, и Штайгер предложил свою коллекцию городу. Узкая винтовая лесенка ведет с этажа на этаж. Экспозиция начинается с верхнего, пятого, этажа, где располагаются витрины с самыми старыми игрушками. Так, по спирали, ты движешься во времени, восхищаясь фантазией и искусством дроссельмейеров (не только немецких, но и австрийских, и даже русских и американских). Как в “Щелкунчике”, в зале “вырастает” чудесная елка, украшенная старинными, рождественскими игрушками. Мечты девочек разных стран и народов – куклы с фарфоровыми личиками в нарядных платьях, изысканных шляпках, большие и маленькие, соседствуют с предназначенными для них гостиными для приема гостей, кухнями со всевозможной утварью: кастрюльками и сковородками, микроскопическими сервизами, кофейниками, кофемолками и так далее. Кукольная обстановка сделана столь искусно, что у человека театра создается впечатление прекрасных макетов для постановок классики. Тем более что некоторые комнаты обитаемы. В креслице сидит расфуфыренная невеста, у ее ног верная собачка. Мамаша расположилась на диване, а у окна мнется жених. Чем кончится дело – неизвестно. Но впереди сладкое – на столе возвышается неразрезанный пудинг. Завершает парад кукол витрина с одноименными красотками Барби (кокетливые американки тоже имеют свою историю, и первые образцы конца 50-х годов по-своему симпатичны, они явно привлекательнее своих современных внучек). Коллекция Барби – подарок музею от дочери основателя музея Йоаханны. К слову сказать, Штайгер в 1989 вернулся на родину и открыл в Праге еще один прекрасный Музей игрушки.

Все-таки недаром начиналась коллекция с машинки старой модели. Особенную привлекательность экспозиции придают разнообразные виды транспорта. Ах, как хороши кареты, пролетки и экипажи, запряженные веселыми лошадками. Безлошадный транспорт представлен первыми моделями велосипедов, мотоциклов с колясками и без оных. Не говоря уже об авто всех времен.Фото Е.ДМИТРИЕВСКОЙ

От обилия детских железных дорог глаз не оторвать. Какое множество типов и видов паровозов и вагонов! Они отлично смотрятся рядом с копией Центрального вокзала, его служащими, включая носильщиков. Ну и, конечно, пассажирами. “Не пойдет наш поезд, как пойдет немецкий” – шутил Николай Добролюбов. Позволю себе небольшое отступление. Сегодня, как и много лет назад, огромный главный вокзал на редкость уютен. Можно наскоро перекусить в небольшом кафе, а можно не торопясь откушать в отличном ресторане. Записаться на экскурсию в замки Людвига Баварского, которому я особенно посочувствовала после того, как он стал главным героем “Лебединого озера” Джона Ноймайера. Его замки (конечно, перегруженные роскошными рококошными изысками) кажутся игрушечными. Не случайно, главный из них – Нойшванштайн – запечатлел в одной из своих сказок Уолт Дисней. Кстати, в музее куклы-герои диснеевских мультфильмов занимают почетное место.

Целый отдел заполнили праздничные аттракционы. Качели и карусели. Колесо обозрения называется “русской каруселью” – наверное, по аналогии с “русскими горками”. Очевидно, что гоголевское “Русь! Куда несешься ты?” (независимо от знания “Мертвых душ”) ассоциировалось у европейцев с нашей ментальностью.

В Музее игрушки размышляешь о ментальности немецкой. Недаром же щелкунчик стал символом и главным сувениром страны. Он же символ Рождества и символ детства.

Среди главных достопримечательностей Мюнхена – громадная пивная с внутренним двором – Hofbrauhaus. Именно здесь в 1920 году Гитлер провозгласил свою программу, ставшую официальной программой Нацистской партии. В этой пивной зарождалась фашистская чума.

В обязательном списке экскурсий вам предложат поездку в Дахау. В Москве от вокзалов тоже водят экскурсии. Только не на Бутовский полигон.

Мне несказанно повезло оказаться в беззаботном, праздничном Мюнхене, где и днем, и ночью не покидало чувство защищенности. Я уезжала из баварской столицы в начале июля. 22-го в торговом центре “Олимпия” прогремели выстрелы, жителей Мюнхена и туристов попросили не выходить из домов.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
Фото автора
«Экран и сцена»
№ 17 за 2016 год.