Пропущенный юбилей

Татьяна БАХСреди неотпразднованных юбилеев 2015 года осталось 120-летие со дня рождения Татьяны Яковлевны Бах, некогда блиставшей на сцене театра “Московская оперетта”, а ныне несправедливо забытой.

Сведения о ней разбросаны по многим источникам. О Татьяне Бах охотно писали в воспоминаниях коллеги по сцене – М.И.Днепров, Г.М.Ярон, Т.И.Шмыга. Но, восторгаясь талантом артистки, они мало рассказывали о ней самой и о ее жизни.

Между тем, имя Бах заслуживает интереса. Ведь с ней связана история не только московской оперетты, но и российского кинематографа.

Татьяна Бах родилась 17 (29) января 1895 года в Москве. Начинала сценическую карьеру балериной в Мамоновском театре, мастерское владение искусством танца пригодилось ей в дальнейшем. Юную артистку пригласили в театр М.И.Ртищевой, открывшийся осенью 1913 года у Каменного моста вблизи Кремля: Бах участвовала в балетном дивертисменте, завершавшем программу.

В том же году Татьяна Бах начала актерскую карьеру в кино, в киноателье А.А.Ханжонкова. Первый фильм с ее участием – комедия “Дядюшкина квартира”. В 1915 году артистка снялась сразу в нескольких картинах. Вряд ли, снимаясь в немых черно-белых фильмах, молодая актриса могла предположить, что когда-нибудь окрепший кинематограф задушит веселую оперетту, которой она посвятит всю жизнь.

В феврале 1914 года театр Ртищевой разорился и был вынужден закрыться. Сменив несколько сцен, Татьяна Бах пришла в театр И.С.Зона. Здесь в 1916 году впервые в Москве была поставлена новая оперетта Имре Кальмана “Сильва”, в ней артистка исполняла роль Стасси. Так начался долгий творческий путь Бах в оперетте. Она сыграла множество блистательных ролей, изведала громкую славу и познала головокружительный успех. Яркий талант артистки был востребован даже Большим театром: в 1924 году здесь была поставлена оперетта Эдмона Одрана “Маскотта” (“Красное солнышко”). В ней артистка исполняла роль крестьянской девушки Беттины, а Григорий Ярон – невезучего герцога Лорана. Газета “Известия” откликнулась на эту постановку благожелательной рецензией, назвав Бах и Ярона “китами опереточного жанра”.

В 1920-х годах газеты много рассказывали об успехах нового советского театра. Но никогда – о личной жизни советских государственных и партийных деятелей. Между тем, по интернету гуляет сплетня: в “Известиях” был опубликован фельетон об интимных отношениях Татьяны Бах и “всесоюзного старосты” М.И.Калинина. Газетная сплетница наших дней утверждает: “Историки могли бы подкрепить сей факт печатным словом, достав из фондов Библиотеки им. В.И.Ленина номер газеты “Известия” за 1924 год с фельетоном Демьяна Бедного “О том, как наш староста Калиныч отбил Татьяну Бах у Авербаха”. На полполосы поэт расписал в красках предоставленный ему НКВД компромат на Калинина”. Свидетельствуем – в “Известиях” такой фельетон не публиковался…

С 1927 года Татьяна Бах – солистка Московского театра оперетты. Замужем за уважаемым человеком. Об этом вспоминала Татьяна Шмыга: “Т.Я.Бах могла себе позволить выступать на сцене в собственных туалетах – ее мужем был очень известный в Москве врач-гомеопат Постников”. Он был арестован 16 июня 1938 года по обвинению в принадлежности к контрреволюционной организации врачей-гомеопатов. Поскольку явных доказательств его вины не нашлось, 1 июля 1939 года был освобожден.

В это тревожное время второй половины 1930-х годов, точнее в 1937, Татьяна Бах стала первой исполнительницей роли Софьи Михайловны (матери Яринки) в оперетте Б.А.Александрова “Свадьба в Малиновке”. Она уже не играла легкомысленных красоток – лирических героинь и субреток, а переходила к ролям возрастным, характерным.

Когда началась Великая Отечественная война, Театр оперетты был эвакуирован из Москвы. Но Бах не покинула родной город – вместе с некоторыми оставшимися артистами она давала концерты в госпиталях и на сборных пунктах.

В 1957 году (по другим сведениям – в 1966 году) Татьяна Бах оставила сцену персональным пенсионером союзного значения. А в августе 1971 года Бах переехала из своей квартиры на улице Горького в Дом трудовой интеллигенции на Правобережной улице. Здесь Татьяна Яковлевна и умерла 17 сентября 1983 года, похоронена на Даниловском кладбище.

Артистка надолго пережила свою славу. Такова участь многих актеров театра и кино. Из всех партнеров Бах по сцене современному зрителю более-менее памятен только Григорий Ярон. Немые фильмы, в которых снималась Татьяна Бах, ныне мало кому известны. Но значит ли это, что артистка недостойна нашей памяти?

Дмитрий УРУШЕВ
«Экран и сцена»
№ 16 за 2015 год.