Сказка без намека

Кадр из фильма “Духless-2”К фильму Романа Прыгунова о новых приключениях топ-менеджера Максима Андреева уже никак не добавишь слоган “Повесть о ненастоящем человеке”. И в первой части герой Данилы Козловского не вызывал особенного отторжения, в отличие от своего придуманного Сергеем Минаевым прототипа. Обаяние актера немного снизило эффект от демонстративного прожигания жизни, за которое героев предлагалось осудить. А потом, влюбившись в девушку Юлю (Мария Андреева), которая посвятила свою жизнь борьбе с буржуазией, Максим и вовсе начал задумываться о душе, но у него это не получилось – в финале картины режиссер вместе со сценаристом Денисом Родиминым отправил героя на мусорную свалку, как бы намекая на то, что там и место ненастоящим людям, а если такие люди хотят переродиться, то должны начать с нуля.

У продолжения фильма “Духless” другие сценаристы – продолжать историю Максима Андреева режиссеру и Сергею Минаеву помогали Михаил Идов, Фуад Ибрагимбеков и Андрей Рывкин. Но опыт предшественников учтен, и картина как раз и начинается с обнуления – красавец Макс ловит волну на Бали, и соленая вода красиво блестит на его стройном накачанном теле.

То, как Андрееву хорошо на райском острове, показывается долго и со вкусом – из таких экспедиций съемочным группам обычно не очень хочется возвращаться. Мужчина ездит туда-сюда на мопеде, плавает в великолепных озерах, по вечерам сидит в прибрежном баре, то беседуя с приятелем, бывшим обитателем Нормандии, то уводя к себе на ночь русскую туристку, чтобы с утра обменяться комплиментами: “У тебя классная задница!” – “У тебя тоже”.

Все это очень красиво, но совершенно невозможно ответить на вопрос, чем балийская жизнь Максима Андреева по сути своей отличается от его московской жизни. Да, он не ходит по клубам и не нюхает кокаин, а плавает в море и катается на мопеде, но изменилось ли в нем хоть что-то с момента отъезда, нам никто не показывает. Максим радуется жизни, снимает с карточки деньги и ловит волну – и так три года, за которые другой молодой мужчина уже взвыл бы от безделья. А начать жизнь с нуля, он, оказывается, еще только планирует, заходя к местному изготовителю серфов, заказывая себе белую доску и комментируя этот факт: “Начну все с чистого листа”.

Что собирался делать Максим Андреев – писать ли книгу, создавать ли балийский бизнес или, как обычно, ничего – останется неведомым, потому что вскоре произойдет ряд событий: Максим спасет тонущего в волнах серфера (Милош Бикович), тот окажется сотрудником государственной корпорации, связанной с инновациями, а потом, когда новый приятель Белкин уедет, в дом к Андрееву заявятся представители власти, и не успеет тот оглянуться, как окажется в балийской тюрьме, а потом, в шортах и майке – в московском аэропорту, где люди в форме объяснят, что теперь ему надо следить за работой той самой корпорации и сливать им информацию. А виллы на Бали и денег у Максима больше нет.

Невозможно сказать, что герой Козловского как-то развивается в человеческом смысле, он просто переносит свою суть из одних декораций в другие, но невозможно при этом и назвать его плохим человеком, потому что в его мировоззрение встроены опции “погибающего надо спасать”, “врать плохо”, “стукачом быть неправильно”. Этого, по мнению создателей, достаточно, чтобы мир немедленно повернулся к нему своей хорошей стороной – и спасенный Белкин, едва увидев небритого Андреева в шортах на пороге своего бизнес-центра, тут же дает ему денег, селит в дорогом отеле и устраивает к себе на работу на серьезную должность, даже не проверив, не подрастерял ли спаситель своих знаний за три года валяния на пляже.

А он, кстати, подрастерял – когда его знакомят с непосредственным начальником (Владимир Симонов) и тот дружелюбно интересуется, чем может быть полезен организации новоприбывший, Андреев с серьезным лицом начинает говорить о том, что приоритетные направления надо разрабатывать, а вот от балласта – избавиться. Поэтому должность свою он явно получает за произнесенную в том же разговоре шутку о том, что главный российский гаджет – это газовый вентиль.

С первой историей о Максиме Андрееве было нечто похожее – сам банковский топ-менеджер, решивший променять глянцевый, искусственный мир на полную настоящих чувств жизнь, был малоинтересен, а вот обрамлявшие его жизненный путь шутки и не лишенные комизма персонажи очень оживляли фильм. Тут стоит вспомнить печального начальника Максима, сыгранного Михаилом Ефремовым, кидалу Мишу Вуду в феерическом исполнении Никиты Панфилова или галлюцинацию главного героя: президента России в образе Бэтмена.

“Духless-2” гораздо меньше, но все-таки тоже радует второстепенными героями: Андреева “ведут” генерал Шохин (Сергей Бурунов, чье лицо знакомо всем, кто смотрел передачу “Большая разница”) и его подчиненные: Маслова (Кристина Бабушкина) и Савелов (Павел Ворожцов). Они, в отличие от постоянно серьезного Максима, добавляют картине живости: например, Маслова читает своему любовнику-генералу, сочиненные ею трогательные стихи, а Савелов на встрече с Андреевым очень смешно ест чебуреки.

Однако при всей симпатии к этим персонажам режиссер не дает повода забыть, что они отрицательные, а любить зрители должны Максима Андреева.

Вот и спасенному другу своему он признался, что его заставили “стучать”, а Белкин в ответ чуть ли не обнял и сказал, что никогда в людях не ошибался и ни за что Макса не уволит.

Вот он встретил свою бывшую девушку Юлю, которая когда-то не захотела уезжать с ним на Бали (точнее, убегать сломя голову, потому что Максимом в тот момент заинтересовались правоохранительные органы) – перестала бороться с буржуазией, вышла за блеклого мужчину из списка “Форбс” и завела фонд, помогающий детям. Возвращаться к Максиму Юля не хочет, но зато готова помочь ему в трудную минуту – потому что славный он все-таки парень.

Вот и жадный и прогнивший Савелов на несколько минут забывает о том, что он жадный и прогнивший – и отдает-таки Андрееву загранпаспорт, обещанный за то, что тот сливал информацию об инновациях.

Вообще “Духless- 2” позиционируется как политический блокбастер – там довольно много малоприятных чиновников и разговоров о коррупции, которой может противостоять разрабатываемая под патронажем Андреева инновационная система “Цифрон”, отслеживающая передвижение денег. И все бы могло быть даже интересно, выйди картина хотя бы года два назад, вслед за первым фильмом. Сегодня же развитие антикоррупционного сюжета – Андреев получает флешку с компроматом на чиновников, разворачивает такси из аэропорта, заставляет Юлю собрать в своем фонде пресс-конференцию, после которой всех начинают сажать, а он сам получает предложение заняться политикой – выглядит в сравнении с существующей реальностью уж чересчур фантазийно и жизнерадостно, будто бы мы живем не в современной России, а на сладостном Бали.

Если снять розовые очки, то Максима, который слил в прессу компромат на людей, занимающих серьезные посты, должны были бы просто убрать – как убрали любовницу Белкина, стащившую у него опасную флешку.

При этом его мало того, что оставили в живых, так еще и вывели в большую политику, где обычно не очень задерживаются люди, чья профессия – “славный парень”: для постоянного вранья и воровства они слишком хорошо воспитаны, а для грамотной работы требуются живые мозги, наличия которых Максим Андреев не демонстрирует. Но образ Ильи Муромца, три года смотревшего на соленую воду, а потом неожиданно начавшего мощную политическую карьеру, уж очень заманчив и хорошо вписывается в общий сказочный сюжет с тридевятым солнечно-озерным царством, а также с тридесятым государством, в котором разреш1ают отслеживать деньги чиновников и борются с коррупцией.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2015 год.