Гипноз и надежда

Фото В.ПУШКИНА

Фото В.ПУШКИНА

В театре «Около дома Станиславского» – премьера спектакля «Клоуны» Александры Толстошевой. Ученица Юрия Погребничко дебютировала в «Около» в прошлом году, поставив нежного «Сирано» с Максимом Севриновским в главной роли (см. «ЭС» № 9, 2022). Новый ее спектакль удивляет не меньше, хотя и иным.

«Клоуны» представляют собой два часа действия, в котором никакого действия, в сущности, нет, как нет внятного сюжета, конфликта, подчас даже связного диалога. Только поток бессознательного, умноженный на классические клоунские репризы и трюки вроде распиливания лежащей в ящике женщины. Зрителей «Около», привыкших к медитативным и абсурдистским шедеврам, подобным не удивишь. Остальным может показаться и сложно, и непонятно. Впрочем, если оставить всякие попытки воспринимать происходящее на сцене логически, через четверть часа, возможно, удастся ощутить гипнотический эффект. Режиссер, очевидно, на него рассчитывает.

В основе «Клоунов» – не столько одноименный фильм-исследование Федерико Феллини, сколько его идея. Великого мэтра мир «святых безумцев» привлекал с детства, с момента, когда он попал в цирк. Феллини ходил за клоунами по пятам, рисовал их, снимал в своих шедеврах, мечтал сам поставить цирковое шоу. И не раз признавался, что делит людей на две категории – «правильных» белых клоунов и «неправильных» рыжих. Его «Клоуны» – лента документальная, фиксирующая жизнь бродячих трупп по всей Европе.

Александра Толстошева от документальности отказывается. Ее спектакль – оммаж даже не профессии, а уникальному мирочувствованию. К тому же труппа «Около» будто и создана для того, чтобы играть в «профессиональные» клоунские сиротство и неприкаянность, наполнять жизнью щемящую, светлую выдумку.

Главный дуэт спектакля – не уходящая со сцены и увлекающая зрителя за собой классическая парочка – Белый и Рыжий клоуны-неразлучники. Мария Погребничко, замечательная, но предсказуемая в амплуа лирических героинь, здесь неузнаваема. Скорбные интонации и однообразные неловкие движения – смотреть на нее в роли Белого клоуна без тоски и сострадания невозможно (классическая маска Белого ведет свою историю от дельартовского Пьеро). Рыжего клоуна играет Екатерина Кирчак, органичная в образе суетливого, смешливого и непосредственного «безобразника». Дуэт слажен и подкупающе трогателен.

Время от времени на сцене появляются Коверный Антон (Елена Павлова), Коверный Ая (Татьяна Лосева), Шпрехшталмейстер (Даниил Богомолов), Оленька (Ольга Бешуля), Игорек (Игорь Михайлев) и режиссер-чечеточник (сама Александра Толстошева), забегают на минутку – рассмешить или показать фокус или трюк. Технические аспекты клоунских реприз в «Около» разобраны профессионально – клоунское ремесло проштудировано и бережно перенято. Но главное в спектакле – смысловая нагрузка всех этих нелепых и часто совсем не смешных чудачеств, вроде пинков, тычков и прочих ударов судьбы. За блеклыми лицами с потеками черной туши и нарисованными улыбками просвечивает неизбывная тоска. В «Около» хорошо ее чувствуют, умеют передать глазами и интонациями. А еще здесь умеют грустно шутить!
«Клоуны нужны исключительно для одной цели: после того как вы их увидели и что бы с вами потом ни случилось, вы будете радоваться этому, как младенец. Приятно осознавать, что на свете есть кто-то, кому сейчас куда хуже, чем вам».

Цирковой манеж во все времена был символом «арены жизни». Здесь все движется по кругу и ничего не меняется. Клоун ты или не считаешь себя таковым, выход все равно только один – внутрь самого себя. При, будем честны, некоторых чрезмерности и необязательности происходящего на сцене, этот посыл спектакля прозрачен. «Клоуны» в «Около» – о смехе сквозь слезы, отчаянной стойкости и… надежде.

Наталья ВИТВИЦКАЯ

«Экран и сцена»
№ 21-22 за 2023 год.