Концепцию нынешней «Территории» сформулировать непросто – разножанровые спектакли, перформансы, выставки, представленные в Москве с 1 по 17 октября, трудно свести к одному знаменателю. Впрочем, если произнести полное название «Территории» – Международный фестиваль-школа современного искусства, то объединяющая идея обнаруживается сама: каждое из событий несет ясный просветительский заряд, каждое пригодно для мастер-класса и как наглядное пособие профессионалам и вдумчивым зрителям.
Актриса Ингеборга Дапкунайте с режиссером Саввой Савельевым представили спектакль «Привет дождавшимся / Sveiki sulauke», по нему можно исследовать жанр вербатима, жанр моноспектакля, а также свойства памяти.
Перед началом Малая сцена Театра Наций заставлена разномастной старой мебелью – отчетливый привет из советского прошлого. Но, не дожидаясь, пока зрители рассядутся и окончательно стихнут, деловитые рабочие неожиданно уносят все стулья и кресла, скатывают ковер, оставляя лишь белый скотч разметки «комнат» на черном планшете сцены. Впрочем, отдирают и его, не обращая внимания на появившуюся и растерянно оглядывающую голые подмостки Ингеборгу. Актриса оказывается в пустом пространстве, в минус-декорации, где она, меряя ее легкими шагами и взмахами рук, разворачивает дом своего детства: «Сад, девять ступеней к порогу, дверь, коридор, здесь висят пальто, налево столовая». Направляемая голосом невидимого режиссера, она выбирает из воспоминаний о своем детстве и юности не связанные друг с другом эпизоды и преподносит их нам со свойственным только ей сочетанием английской корректности и улыбчивой жизнерадостности.
Есть что-то неопределимое, неуловимо загадочное в ее ломкой отстраненности, равно нетрагической и некомической, нездешнем акценте («я – главная иностранка русского театра»), детской естественности и явственно ощущающемся стальном стержне характера. Та же парадоксальная двойственность – и во внешности Ингеборги: очень спортивная, почти атлетическая фигура при воздушной женственности и притягательности. Актриса в «Привет дождавшимся» выходит к зрителям точно такой, какой ее видят подписчики в инстаграме, где она вяжет, катается на роликах, призывает к участию в благотворительных акциях или поздравляет друзей с днем рождения.
С нежностью, ни на секунду не переходящей в сентиментальность, Ингеборга приоткрывает мир своего прошлого, неожиданно оказывающегося и нашим прошлым. Бережно хранящиеся воспоминания: семья вокруг рождественского стола, праздничные красный и белый салаты – да это же наши винегрет и оливье! маковые пирожки шлижикай с маковым молоком, предсонные разговоры с бабушкой о ее детстве, половина елки, подвешенная к потолку от кошки, подарки «от зайцев», дефицитные чешские босоножки с блестками, стихи о комсомольском билете – каждый найдет точку входа в собственные воспоминания. Заклинание «пусть в следующем году нас за праздничным столом будет не меньше, чем в этом» повторяется раз за разом, а спектакль, бесстрастно руководимый остраняющим голосом со сценических небес, неумолимо двигается от детства к юности, от полноты счастья к зрелости, от приобретений к потерям, и история Литвы сплетается с судьбой семьи. Рассказ об улице Голландцев, на которой расположен вильнюсский дом прощаний с умершими, знаменует конец прошлого, составляющего основу и неотъемлемую часть человека, обозначает ту закрывшуюся дверь, которую можно снова приоткрыть с помощью воспоминаний, запаха выпечки, старых фотографий и, как нам показали Ингеборга Дапкунайте и Савва Савельев, – моноспектаклем в жанре вербатим.
Мария ЛЬВОВА
«Экран и сцена»
№ 20 за 2021 год.