Вектор «пандемии», или Культурный шок нового кино

Летний кинотеатр
Летний кинотеатр

ЛАУРЕАТЫ IV ФЕСТИВАЛЯ НОВОГО РОССИЙСКОГО КИНО “ГОРЬКИЙ FEST” В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

Лучший фильм – ”АЛЬФАРОМЕО” Радика Рахи-мова

Лучший режиссер – Ксения ЛАГУТИНА, “Фарида”

Лучший сценарий – Виктор БЕЛАНОВ, Олег НАГОРНОВ (“Ящик Павел”, режиссер Виктор Беланов)

Лучшая роль – Дарья АЛЫПОВА (“Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы”, режиссер Татья-на Гулина)

Приз за художественное решение – “СОБАКА ПАВЛОВА” Яны Есипович

“Горький fest”-2020 – первый в России кинофестиваль, который решился выйти в оффлайн сразу после снятия режима само-изоляции. Даже организаторы фестиваля – президент Михаил Пореченков, генпродюсер Оксана Михеева и глава Нижегородской области Глеб Никитин – назвали принятое ими решение о его проведении смелым.

Чем же порадовал зрителей IV”Горький fest”?

В конкурсную программу “Встряска” вошли 22 фильма (в 2019-м -37), сохранившие традиционное разнообразие форматов и жанров.

Экранизацию стихов представили актриса Яна Есипович (“Собака Павлова”, приз за лучшее художественное решение) и студентка ВГИКа Софья Богданова (“Это не может вам понравиться”). В основе лент – монолог актера, который пытается объясниться со зрителем с помощью различных образов, в том числе – анимационных.

Проекты “Ждать солнца” Георгия Губко и “Золотые пуговицы” Алексея Евстигнеева (дипломы “Горький fest”-2020), где актеры играют самих себя.

Полнометражная “Фарида” – дебютная лента сценариста и режиссера Ксении Лагутиной – посвящена проблеме брошенных гастарбайтерских семей. Картина была снята Narimanfilm совместно с Санкт-Петербургской школой нового кино в северной столице России. Главную роль сыграла непрофессиональная актриса Марьям Ибрагимова. Героиня фильма плохо слышит, и отсюда все ее беды, а также тех, кто пытается ей помочь. Ксения Лагутина стала обладателем награды в номинации “Лучший режиссер”.

Неоднозначное впечатление на зрителей произвел футуристический ролик “Ящик Павел” Виктора Беланова и Олега Нагорнова, получивший приз за лучший сценарий. Смогут ли люди сохранить человеческую природу или в погоне за “психическим здоровьем нации” начнут подражать искусственному интеллекту? Во всяком случае, повод для беспокойства уже есть: сотрудники колл-центров, оккупировавшие телефонные сети, порой мало отличаются от роботов.

Гран-призер киносмотра, “Альфаромео” режиссера Радика Рахимова из Московской школы кино, – тоже короткий метр, отчасти документальный, отчасти игровой. Он не о продукции итальянского автопрома, хотя большую часть фильма главный герой за рулем своей праворульной машины. Просто этот герой – типичный альфа-самец средних лет, уверенный, что знает женщин и любая из них мечтает о таком, как он.

Еще одна особенность данного Ромео – думать и говорить исключительно матом, что, к сожалению, уже типаж.

По вечерам мужчина тусуется в баре или качается в спортзале, а между этими занятиями колесит по городу и пытается онлайн наладить отношения с бывшей возлюбленной. И хотя у нее уже давно другой “старичок”, отказов не принимает, называя их “бреднями девушки за сорок”.

На фоне сбоя в женской психологии Альфаромео пытается рассуждать о жизни и даже философствует – опять-таки матом.

Впрочем, образ Альфаромео не сплошь отрицательный. Порой он не лишен сочувствия и, если надо, может сформулировать даже что-то трогательное.

Кадр из фильма “Альфаромео”
Кадр из фильма “Альфаромео”

“Год для фестиваля выдался не легче, чем для остального мира, – признался программный директор Никита Карцев. – Когда больницы переполнены и стоит на паузе вся мировая экономика, последнее, о чем хочется думать, так это о принципах отбора и концептуальности высказывания”.

Слушать альфа-самца из “Альфаромео” иногда весело, но чаще всего грустно. Конечно, “концептуальность высказывания” здесь на нуле, но, как было сказано выше, для многих – это вообще последнее, о чем хочется думать в постпандемийном пространстве.

“Альфаромео” – первая картина Радика Рахимова. «Большое спасибо. Это первое, что я сделал. А выходит, что нравится людям, и это удивительно приятно», – сказал Рахимов на церемонии вручении приза.

По мнению членов жюри, “Альфаромео” получил главный приз потому, что они сочли его зрительским фильмом. А зрители, предполагается, по достоинству оценят нецензурный эпатаж. И все же для выбора лучшего фильма нижегородского фестиваля хотелось бы другой глубины и других измерений.

Фестиваль нового кино призван не только разглядеть в бушующем мире что-то ценное и актуальное, но и выявить проблемы современного кинематографа. Своим мнением на эту тему поделилась Татьяна Гулина, режиссер 12-минутной ленты “Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы”.

Татьяна больше десяти лет работает в рекламе и на телевидении. В 2019 году она сняла фильм-концерт “Алла Пугачева. Тот самый концерт”, имея гораздо более скромный бюджет, чем в крохотной рекламе.

Возможно, сложности с бюджетом подтолкнули Татьяну Гулину к мысли, что нужное зрителю кино “подыхает”, в то время как “поколение заслуженных кинематографистов тратит деньги на кино, которое никому не нужно”.

Действительно, молодым режиссерам порой архитрудно найти деньги и время, которых, судя по нынешнему фестивалю, хватает лишь на “короткий метр”. Но дело не в размере. Как сказал на открытии конкурсной программы Михаил Пореченков, длинный ли, короткий ли метр, кино – это разговор с Создателем, с вечностью.

С чем же отправятся в вечность “Рельсы-рельсы…”?

Главная героиня фильма, балерина, на конкурсе знакомится с балалаечником. Молодые люди испытали друг к другу первые чувства, и в свете зарождающейся любви девушка имела все шансы стать той музой, образ которой молодой человек пронес бы через всю жизнь, “как мимолетное видение, как гений чистой красоты”. А может, они бы оказались той счастливой парой, которая спустя годы с гордостью рассказывает о своей любви детям и внукам?

Вместо этого невинная девушка объявляет парню, что “она готова”, и на верхней полке поезда получает с ним первый опыт совместной жизни.

Фильм заканчивается сумрачным воспоминанием уже повзрослевшего юноши о своей “первой любви”. Похоже, на этом их отношения и закончились, тем более, что и “жили они в разных городах”, и “у всех так бывает”.

Член жюри Егор Корешков, вручая приз за лучшую женскую роль актрисе Дарье Алыповой, сыгравшей балерину, отметил, что ее работа с самого начала подкупила своей искренностью и чистотой, своей проникновенностью, своим умением передать историю настолько приятно, выразительно и точно, что “мы сразу единогласно приняли решение”.

В том-то и опасность, что не только у режиссера, но и у зрителей за 12 минут просмотра возникает желание переоценки “вечных ценностей”, желание назвать чистотой и искренностью то, что, по сути, является их противоположностью. Или, другими словами, происходит навязывание нового, весьма далекого от чистоты стереотипа подростковой любви, которую нужно сделать, как прививку от кори, чем быстрее, тем лучше.

Если уж проводить параллели с “заслуженными кинематографистами”, как тут не вспомнить Глашу и Мусаиба из фильма “Свинарка и пастух”, которые тоже встретились на конкурсе. На этом, к сожалению, параллель и заканчивается, но “Свинарка…” 80 лет не сходит с экрана ТВ, и всегда находится зритель, который черпает в ней силу и вдохновение.

Ну, а в остальном, какое кино “подыхает”, а какое станет золотым фондом, покажет время.

Людмила КРАПИВИНА

«Экран и сцена»
№ 18 за 2020 год.