Одним из важнейших событий в киноиндустрии последнего времени стало открытие стриминговой платформы “Disney+”. Сервис был запущен в США 12 ноября 2019 года после истечения действующей сделки Disney с Netflix. В России, правда, сервис недоступен до сих пор, и это, действительно, печально, причем как для зрителей, так и для самой платформы, которая могла бы стать одной из наиболее популярных в России в период пандемии COVID-19.
Первой премьерой “Disney+” стал кино-ремейк легендарного мультипликационного фильма 1955 года “Леди и Бродяга”. Несмотря на то, что в России фильм официально выпущен не был, поскольку доступен только на платформе и не показывался на больших экранах, его успели окрестить “самым невзрачным ремейком Disney собственной классики”. Впрочем, корпорацию такие оценки, кажется, не пугают и в скором времени на “Disney+” планируют выпустить кино-ремейки других мультфильмов.
К счастью, контент платформы состоит не только из ремейков. 20 декабря 2019 года на “Disney+” прошла премьера “Того”. Сюжет фильма оригинален, но невольно отсылает нас к мультипликационному фильму “Балто”, выпущенному кинокомпанией Universal в 1995 году и уже ставшему классикой.
Главные герои “Того” – заводчик собак и гонщик на собачьих упряжках Леонард Сеппала и его верный пес Того. Фильм имеет две параллельные сюжетные линии: первая разворачивается в 1910-х годах в период ранней жизни Того, основное же действие ленты проходит в период гонки по доставке сыворотки в город Ном, которая состоялась в конце января – начале февраля 1925 года.
“Того”, как, впрочем, и “Балто” – попытка легендизировать подвиг одной из 150 собак, принявших участие в гонке милосердия. Вспышка дифтерии поразила город Ном штата Аляска. Единственный способ доставить сыворотку в середине самой холодной зимы за 20 лет – собачьи упряжки.
Однако фильм не столько про подвиг сообразительных, выносливых и отважных собак породы хаски, спасающих человечество, хотя рассказывает и об этом. Главной в ленте становится тема дружбы. Дружбы между грубоватым конформистом, не терпящим споров, и собакой, которая не соответствует стандартам породы. Дружба рождается вопреки, но делает каждого из дружащих лучше.
“Балто” тоже рассказывал про дружбу, правда, между гусем, полусобакой-полуволком Балто, а также двумя белыми медведями. Все они оказались не приняты социумом, и их совместные приключения, основанные на желании доказать, что они не хуже, а может быть, даже лучше, составляют главную сюжетную линию мультфильма.
Того, как и Балто – реальные псы, принимавшие участия в гонке и прославившиеся после ее завершения. Балто, возглавлявший упряжку, которая привезла сыворотку, – сразу после гонки; Того – какое-то время спустя. Вопреки легенде, созданной в мультфильме, Балто никогда не был уличным псом и уж точно был чистокровным хаски без примесей волчьей крови.
Лента “Того” в этом плане больше соответствует документальной основе, однако и она отходит от документальности и не говорит о том, что в гонке милосердия Леонард Сеппала решил принять участие в виду того, что под угрозой оказалась и его дочь. Главный герой в исполнении Уиллема Дефо и его жена (Джулианна Николсон) не имеют детей и посвящают себя собакам.
Режиссерское кресло “Того” занял Эриксон Кор; режиссуру он совмещал с операторской работой. И операторская работа, безусловно, отложила определенный отпечаток. Фильм наполняют, местами даже избыточно, пейзажи Аляски – чрезвычайно разные и завораживающие. Однако все эти пейзажи зачастую не работают на движение сюжета, а, скорее, отвлекают от него. Пожалуй, единственная пейзажная панорама, создающая напряжение, – кадр с трескающимся льдом, по которому должна пройти упряжка во главе с Того.
Диснеевского “Того” хочется смотреть всей семьей, поскольку в ленте каждый возраст найдет что-то для себя. Поклонники же “Балто” будут вынуждены во время просмотра справиться с разочарованием, что именно Того, а не Балто спас Аляску от дифтерии, а Балто лишь присвоил себе чужую славу. Это связано с тем, что фильм создает новую легенду, которую, наверное, рано или поздно разрушит другой фильм, рассказывающий о гонке милосердия 1925 года.
Илья ГУБИН
«Экран и сцена»
№ 11 за 2020 год.