Анастасия АРХИПОВА

Бледные факелы, зловещие звезды

Фото Vincent Pontet

В парижском Пале Гарнье почти до конца февраля идут показы спектакля по опере Рамо «Кастор и Поллукс» (премьера состоялась 20 января 2025 года). Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис (со своим оркестром-конструктором «Утопия» и одноименным хором под управлением Виталия Полонского, дебютирующими в Парижской опере) выбрали для постановки первую, редко исполняемую, версию оперы 1737 года.…

Не выходи из комнаты, не совершай ошибку

Фото Д.МАТВЕЕВА

Юрий Бутусов привез в Париж свою постановку знаменитой пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (прочно ассоциирующейся с незабываемой, как Коровьев и Бегемот, парочкой – Гэри Олдманом и Тимом Ротом из фильма 1990 года по сценарию и в режиссуре самого Стоппарда). Премьера спектакля состоялась в Старом театра в Вильнюсе в 2023 году, в Париже его…

Смерть, где твое жало?

Фото Monika Rittershaus

Ромео Кастеллуччи и Эса-Пекка Салонен создали постановку, проникнутую леденящим ужасом и в то же время неизъяснимо прекрасную. Не таково ли кантовское определение возвышенного, которое подхватили романтики, завороженные парадоксальным сочетанием ужаса и красоты? Вот только само понятие возвышенного в XX и XXI веках претерпело радикальные изменения под влиянием мировых катастроф. Салонен и Кастеллуччи берутся за Вторую…

Требуха любви

Фото Lucie Jansch

Роберт Уилсон нашел идеальный материал для своего театра, язык которого, сверкающий острыми кристальными гранями, нередко властно подчиняет себе чужой универсум. В спектакле Pessoa – Since I’ve Been Me (премьера состоялась в мае 2024 года во флорентийском Teatro della Pergola), показанном на парижском Осеннем фестивале в Театре де ля Вилль – Сара Бернар, поэтика Уилсона сложилась…

Топология бытия

Фото Alex Majoli

В парижском Театре де ля Вилль – Сара Бернар почти весь март шли показы спектакля Ромео Кастеллуччи по трагедии Жана Расина “Береника”. Каждый вечер, 22 раза подряд, Изабель Юппер выходила на сцену в роли Береники – палестинской царицы, которая любит римского цезаря Тита. Тот платит ей взаимностью, но не может жениться на ней, потому что…

Придет серенький волчок

Фото А.ХАНИНА

До театра Les Gemeaux, где в январе 2024 года прошло 10 показов спектакля Римаса Туминаса “Анна Каренина”, добираться полчаса на электричке от парижского Северного вокзала и потом еще полкилометра пешком. Русская речь в вагоне почти наверняка указывала на соотечественников, спешащих в этот театр, – и уж тем паче после спектакля, когда народ группками на платформе…

Игра ва-Банко

Фото Mirco Magliocca

В конце февраля – начале марта в парижском Театре Елисейских полей прошло всего пять показов “Бориса Годунова” Мусоргского в постановке именитого французского режиссера Оливье Пи. Премьера спектакля состоялась осенью 2023 года в тулузском Театре Капитолия. Титульная партия предназначалась для немецкого баритона Маттиаса Герне, однако в результате его заменил беларусский бас Александр Рославец (дебютировавший у Пи…

Подземный гул

Фото Thomas Amouroux

Моцартовскую оперу “Cosi fan tutte” в постановке Дмитрия Чернякова, премьера которой состоялась на фестивале в Экс-ан-Провансе летом 2023 года, показали в феврале 2024-го в парижском Театре Шатле. Состав певцов тот же, за исключением Деспины – эту партию в Париже исполнила французская звезда Патрисия Петибон. Маэстро Томаса Хенгельброка с его оркестром Balthasar Neumann в яме сменил…

Человек человеку Люпа

Фото Simon Gosselin / сайт театра “Одеон”

Спектакль Кристиана Люпы “Эмигранты” по одноименному роману Винфрида Георга Зебальда, не выпущенный в срок и снятый с показа на Авиньонском фестивале летом 2023 года, все-таки добрался до своего зрителя. Это стало возможным благодаря доброй воле худрука парижского театра “Одеон” Стефана Брауншвейга, который предоставил Люпе собственную героическую техническую команду (именно с техниками вышел у Люпы конфликт…

Магадан – Сивори

Фото Nurith Wagner-Strauss

Кочующий по европейским фестивалям спектакль аргентинского режиссера Мариано Пенсотти La Obra (можно перевести как “Пьеса”, “Произведение”, “Дело”) добрался и до парижского Осеннего, где его показали в театре Международного университетского городка, в эффектном центральном здании кампуса, выстроенном в стиле дворца в Фонтенбло. La Obra – псевдодокументальное повествование о том, как выживший в концлагере польский еврей Симон…