Не стало Фрижетты Гукасян – легендарного ленфильмовского редактора. В понятии «ленфильмовская школа кино» есть явные для публики составляющие – имена режиссеров и актеров, но немало и «тайных», скрытых от ее внимания. Одно из главных – имя Фрижетты Гургеновны Гукасян, которую между собой старые ленфильмовцы называли просто Фрижей. По сути, она «в рабочем режиме» была связана…
Юбилейное
Посвятишь чему свой краткий век?..
by Ольга ШЕРВУД •
О чем накануне серьезной даты спрашивать человека, жизнь которого удалась? Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Григорьевич Шуб безошибочно сделал выбор полвека назад, поступив на театроведческий факультет (а вообще имеет три образования). Он создал и возглавляет огромный театральный холдинг с множеством предприятий, институций и проектов. Два особо знамениты – международные фестивали «Балтийский дом» (существует с…
Крупный план
Проявить и зафиксировать
by Ольга ШЕРВУД •
“Самоэль Кацев. Настоящий Ленфильм” – так называлась выставка, которая недавно прошла в Петербургском Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО. К выставке выпущена одноименная книга-альбом (составитель, автор текстов, биографии, фильмографии, комментариев к работам – кинокритик Ольга Шервуд). Великий некогда кинематограф стал фабрично-франшизным, выполз из Голливуда и загипнотизировал полмира. В ответ человечество, не отрываясь от попкорна, выставило вперед руку…
Кинопроцесс
Год кино: а от любови бледной сыночек будет бедный…
by Ольга ШЕРВУД •
2016-й был объявлен Годом российского кино. Его итоги особенно усердно должны подводить кинообозреватели. Нет ни одного, кто не сказал бы о сильном разочаровании текущим процессом. Потери велики. Следующий год – экологии. И столетия революции. Где ты, новый Эйзенштейн? Завершился 2016-й, официально назначенный Годом российского кино. Положено оценить. Но мысли бегут в разные стороны… В далекие…
Кинофестивали
«Большая жратва» или уроки человечности?
by Ольга ШЕРВУД •
В Петербурге прошел XXVI Международный кинофестиваль “Послание к человеку”. 205 неигровых, игровых, анимационных и экспериментальных фильмов, три конкурса, полтора десятка программ, ретроспектив и прочих событий. Синефилы неделю не выходили из залов. Фестиваль “Послание к человеку”: получите, распишитесь “Последняя осень, – начал церемонию открытия фестиваля ее сочинитель и ведущий Алексей Агранович, – последняя осень старого…
Люди и куклы
Спор о смирении
by Ольга ШЕРВУД •
Петербургский Большой театр кукол и его главный режиссер Руслан Кудашов представили премьеру – спектакль “Книга Иова”. Это заключительная часть Ветхозаветной трилогии театра: в 2012-м Кудашов создал сценическую версию “Екклесиаста”, в прошлом году – “Песни Песней”. “Книга Иова” еще вчера (сегодня другой воздух за окном) была одной из самых жгуче-актуальных – если можно так сказать о…
Кинопроцесс
«Чувственная математика»: формула кино
by Ольга ШЕРВУД •
Вот уже несколько лет документалисты стараются овладеть кинопрокатом, пусть и ограниченным. Вернее, реанимировать интерес отечественной публики к неигровому кино, которое показывалось на большом экране весьма успешно еще в 80-е. В городе на Неве, например, было даже два специализированных кинотеатра документального и научно-популярного кино, один из них – на Невском проспекте. Потом в киноиндустрии случился системный…
Шаг с экрана
Сказка про ложь
by Ольга ШЕРВУД •
“Пельмени” – режиссерская работа очень известного и замечательного сценариста Геннадия Островского. Достаточно назвать хотя бы некоторые фильмы по его сценариям, чтобы те, кто следит за отечественным кино, идентифицировали этого автора. Итак, “Русский регтайм” и “Сочинение ко Дню Победы” Сергея Урсуляка, “Механическая сюита” Дмитрия Месхиева, “В движении” Филиппа Янковского, “Любовник” и “Мой сводный брат Франкенштейн” Валерия…
Шаг с экрана
«Майор»: тварь дрожащая
by Ольга ШЕРВУД •
Мужик задавил на дороге человека – и что теперь делает? Коллизия более чем обычная. Кинематограф не остался в стороне. Зрители постарше помнят “Поворот” Вадима Абдрашитова по сценарию Александра Миндадзе (1978): молодой благополучный ученый (Олег Янковский) случайно при смутных обстоятельствах сбивал старушку, мучился – выкручиваться или нет и в итоге признавал вину. Десять миллионов зрителей –…
Шаг с экрана
«Гагарин. Первый в космосе»: легенда № 1
by Ольга ШЕРВУД •
Режиссеру Павлу Пархоменко и продюсеру Олегу Капанцу удался непротиворечивый байопик. Итак, полет Гагарина – второй общенациональный и даже общечеловеческий, цивилизационный, триумф – наконец-то на киноэкране. Событие подлежит рассмотрению с нескольких сторон. С “географической”: мы отстали в кинематографическом освоении космоса от Голливуда навсегда, что следует признать и не пытаться в этом деле догнать и перегнать Америку.…