Разговорный жанр

“О чем говорят мужчины. Продолжение”. Режиссер Флюза Фархшатова

Третья часть эпопеи “О чем говорят мужчины” (режиссер Флюза Фархшатова) вышел в прокат. Очень хочется произносить слово “эпопея”, как бы предвосхищая и четвертую, и пятую части – потому что в жизни у героев, которых играет “Квартет И”, будет еще много интересных моментов. О чем, например, станут они говорить, когда им исполнится пятьдесят пять? Шестьдесят? Семьдесят? Да и потом довольно нетрудно представить себе милых стариков (согласно версии ВОЗ, старость начинается теперь с 75 лет), рассуждающих об изменениях, происходящих в их жизни.

У 45-летних Славы, Леши, Саши и Камиля (Ростислав Хаит, Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин) изменения происходят и локальные, и глобальные. Саша, например, приходит на встречу с изящной таблеточницей и сетует, что забыл дома препараты для улучшения памяти. “Здравствуй, племя пожилое, нездоровое”, – приветствует его Леша и делится своим: когда он заходит в аптеку, то почти не встречает незнакомых названий.

У Славы все чуть серьезнее: новая подружка Лера моложе него в два раза, и с ней проблемы – нет, не те, для которых взрослым мужчинам требуются определенные таблетки. Лера не смеется его шуткам и не устраивает скандалы там, где бы их устроила любая другая, и Слава этого не понимает и злится. “Должна быть в женщине какая-то загадка” – цитируют друзья фильм “Чародеи”. “В загадке должна быть какая-то женщина!” – сердится Слава, попутно, видимо, думая о том, что Лера фильм “Чародеи” не смотрела, а если и смотрела, то понять его не сможет или не захочет.

И у Саши дело не только в таблетках – ему нужна крупная сумма на развитие рекламного агентства, и, чтобы не продавать квартиру, он хочет занять деньги у старого друга Сережи (Алексей Барабаш), с которым они знакомы с первого класса. Но у друга принципы, он уверен, что после этого каждая их встреча будет испорчена: если Саша позовет Сережу поужинать или в баню, то это будет потому, что он станет извиняться за то, что пока не вернул долг, а если его позовет Сережа, то это будет напоминанием о долге.

Сережа вообще сложный, нерв-ный человек, его очень волнует, не потеряет ли он чувство собственного достоинства. Поэтому денег он Саше не дает.

А у Камиля есть новая идея – он предлагает друзьям поехать в Питер, но не говорит им, почему. Хотя зрителям говорит: для него дружба – это когда легко подбить друзей вместе ускакать в закат и спасти принцессу, а не когда все заняты делами, здоровьем и семьей, а принцессу спасает МЧС. Да и к тому же последний раз они ездили куда-то вчетвером вместе восемь лет назад (см. первый фильм эпопеи “О чем говорят мужчины”), это была Одесса, концерт группы Би-2.

Группа Би-2 активно присутствует и в этом фильме, отвечает практически за весь саундтрек и красиво появляется в нужные моменты: на вокзале, провожая “Сапсан”, на понтоне посреди Невы. И в образе Джо Дассена (Лева Би-2), сопровождающего песней “Индейское лето” рассказ Камиля о том, как важно ему было научиться правильно расстегивать лифчик.

В предыдущих двух фильмах было меньше разговоров о сексе и, кажется, вовсе не было просторечной лексики. На этот раз те же самые сценаристы решили сделать своих героев несколько более грубыми. Возможно, это связано с правдой жизни, поскольку многие мужчины так говорят, особенно между собой, но не исключено, что эти слова – свидетельство того, что герои стали злее. И понять их можно; организм потихонечку начинает стареть, и одновременно душа продолжает взрослеть, и это трудный процесс. Начинают происходить маленькие телесные изменения.

В дружеских беседах речь заходит не только о таблетках, но и о детоксе. После двух бессонных ночей приходится два дня отсыпаться. Еле заметно, но расходится рубашка на животе. И медсестра появляется из недр больницы с результатами анализов. И хотя уводит с собой не тебя, а другого, тоже нервно ждавшего ее появления, а ты можешь идти на улицу и ехать домой, эти ощущения из памяти уже не сотрутся.

Бородатый мужичок, которого увела тогда с собой медсестра, становится сквозным персонажем фильма. С ним мысленно беседует Камиль, обсуждая очередной способ жить хоть немного полегче: книгу жизни с ответами в конце, где было бы написано, правильно или неправильно ты поступил на очередном жизненном повороте. Мужичок присутствует, как точка отсчета, как вариант для сравнения, как возможность радоваться той жизни, которая есть, и не ходить с вечно недовольным лицом. Его увела медсестра, а тебя нет. Радуйся.

Смерть как повод для жизни была и в первом фильме, когда герои переворачивались на машине на пути в Одессу, но там она была бы красивой и героической, а в третьей части – банальной и будничной. И то, что такой она, скорее всего, и будет, герои начинают понимать, хотя еще об этом не разговаривают. Разговаривают о счастье, о том, что оно придет, если дать ему возможность прийти. Может быть, придет.

Разговаривают о мамах, немного о детях, о том, что изменило жизнь. Саша делится историей о дорогих носках, которые помогли ему поставить себе высокую планку и взять ее, и тут же получает рекомендацию сходить в ЦУМ и купить носки за 5000 рублей. И о деньгах разговаривают; в маленьком эпизоде о них снялся настоящий Михаил Прохоров.

А о женщинах разговаривают меньше. Намного меньше. Славу, конечно, очень волнуют текущие отношения, герой-любовник – его традиционная роль в компании. Но и Слава говорит теперь всерьез о том, что никогда не любил, и не окажутся ли рвущие душу отношения тем самым чувством.

Лешу больше занимают отношения с родителями и решение, наконец, вырваться из-под их прессинга, а о своих давних мучениях, когда он выбирал между двумя женщинами (см. второй фильм эпопеи, “О чем говорят мужчины-2”), вспоминает коротко и только для того, чтобы прийти к выводу: мама тогда была права.

У Камиля происходит мощная трансформация; у него вообще в этой картине самые серьезные изменения, и инициатором путешествия он оказывается не случайно. Камиль перестал “играть в догонялки” с женой Верой, когда он изменял, а она за ним следила (см. первый и второй фильмы). Стал верным мужем, но результат этого решения оказался вовсе не таким, какого он ждал, и он сделал выбор не между семьей и веселой жизнью, не между клеткой и свободой, не между взрослостью и мальчишеством, а так сразу и не скажешь. “Легко уйти, когда не любишь. А ты попробуй остаться, когда не любишь”.

И все это хороший повод повторить фразу “Вот поэтому Саша и не женится” (см. первый фильм). Потому что Саша, несмотря на последние события (см. второй фильм), судя по всему, так и не женился.

Реальная женщина в фильме одна, и здесь тоже имеется параллель с первой картиной и веселой горничной в гостинице города Бельдяжки в исполнении Нины Руслановой. На этот раз женщина – проводница плацкартного вагона, куда друзья попадают случайно, играет ее Татьяна Догилева.

Проводница тоже относится к героям по-доброму, но без лишнего интереса: печенья дать да поговорить о футболисте Месси, которого она любит одновременно и по-матерински, и по-женски. И обида Славы на нее – “Роналду же лучше!” – не только из-за симпатии к разным спортсменам, но и из-за того, что его и его друзей проводница не оценила, не заметила, не стала кокетничать, они для нее – не мужчины, а всего лишь пассажиры, примечательные разве что тем, что пили только чай. Состояние “я теперь скупее стал в желаньях”, потихоньку просачивающееся в жизнь его друзей, Слава принимать отчаянно не желает, но говорить о нем друзья будут, скорее всего, уже в следующем фильме, который, конечно же, снять просто необходимо.

В плацкартном вагоне, где храпят соседи, торчат в проходах большие босые ноги, звенят в стаканах ложечки, а невыключаемое радио исполняет песни Кобзона, Камиль, наконец, переживает острое ощущение счастья, ради которого и была затеяна вся поездка. Потом будут Питер, текила-бум, ресторан с бизнесменом Сережей, танцы на улицах и прочие искристые приключения. И это тоже будет счастье, которое легко получить, и из которого надо будет вернуться в обычную жизнь и находить его уже там. По возможности.

Жанна СЕРГЕЕВА
«Экран и сцена»
№ 4 за 2018 год.