И жили долго и счастливо

Федор Бондарчук и Виктория Исакова в фильме “Про любовь. Только для взрослых”“Про любовь. Только для взрослых”. Режиссеры Павел Руминов, Наталья Меркулова, Алексей Чупов, Евгений Шелякин, Нигина Сайфуллаева, Резо Гигинеишвили.

Два года назад в прокат вышел романтический фильм Анны Меликян “Про любовь”, привлекательный не только из-за темы, но и благодаря своей двойственной природе: в умилительные новеллы с хорошим концом вплетались горькие нотки, слабая женская улыбка оборачивалась хищным оскалом, некоторые мужчины оказывались смелыми и сильными, а некоторые вялыми и бессмысленными. “Все как в жизни”, однако, про фильм Меликян сказать нельзя, это кино остропозитивное, после просмотра зритель должен отметить, что настроение у него улучшилось, а потом с легкой улыбкой на лице зашагать навстречу приключениям.

Вечера еще теплые, и альманах “Про любовь. Только для взрослых” тоже призван настроить забредших в кинозалы на ласковый и игривый лад. Анна Меликян выступает автором идеи и продюсером проекта, действие снова происходит в Москве (преимущественно в переулках Китай-города), одну новеллу снова отделяют от другой вставные музыкальные композиции. Отличие в том, что режиссеров больше, у каждой новеллы свой, а еще в том, что горьких ноток больше нет, никто не уходит обиженным, все всех любят и обожают. И есть в этом свой резон: количество любви и счастливых финалов в жизни отнюдь не увеличивается, так пусть хотя бы в кино грузовик с пряниками переворачивается в каждом кадре.

Сквозным персонажем, как и в первой картине, оказывается психолог и мотивационный спикер, на этот раз иностранный (Джон Малкович). Психолог рассказывает про количество разводов в России и мире, сообщает о том, что если долго с кем-то прожить, то одно его прикосновение дает чувство безопасности, и рекомендует не нагружать жену или мужа своим постоянным присутствием.

Информация, вложенная в уста героя Малковича, поинтереснее, чем то, о чем в первом фильме рассказывала психолог-оборотень Ренаты Литвиновой. Но схожи они в том, что спикеру в финале тоже придется показать свое истинное лицо. Видимо, автору проекта чем-то не угодили люди помогающих профессий; уже второй раз получается, что они говорят про любовь, а сами в нее не верят. Хотя герой Малковича – не хищник, он просто периодически влюбляется, в данной новелле – в юную Татьяну (Тинатин Далакишвили). Разница между ними не только в том, что они выглядят, как дедушка и внучка, но и в том, что пока психолог набирает на телефоне одно sms, от Тани ему приходит десять: молодые, они быстрые.

Смущает немолодого любовника другое: его жена (Ингеборга Дапкунайте) с трогательно-невинным видом сообщает ему, что найденный сиреневый вибратор носит имя Филипп, что она не может так редко заниматься сексом, нашла себе потенциального любовника и прямо сейчас отправится с ним на встречу. Психолог разрешает, попутно беседуя по-французски с Филиппом (в фильме французские фразы Малковича не переводят, и очень зря, это смешно), а потом, после короткого бестолкового разговора с Таней, переосмысляет свою жизнь. Его жена тоже переосмысляет. И вся история, снятая Резо Гигинеишвили, получается какой-то слишком простой, без внутренней борьбы, без искушений, как будто бы жена не любовника искала, а хотела прикупить еще один вибратор, только живой, да передумала, не подошел.

Хотя, наверное, в остропозитивном фильме и не должно быть особой сложности, он скорее похож на рассказ Кати из “Девчат”: “Ну, Вера, Тоська, ну, я же не виновата, что у нас с Сашкой все так гладко получается. Ну, встретились, полюбили, комнату дадут, поженимся”. Конечно, кое-какие шероховатости требуются, иначе смотреть неинтересно будет, но все герои поженятся, не без этого, а те, кто уже женат, полюбят друг друга еще крепче.

Женатых пар в новеллах несколько. Есть Боря и Вера в истории Алексея Чупова и Натальи Меркуловой – лучшей в фильме, самой смешной и больше всех подходящей к теме и про любовь, и для взрослых. Анна Михалкова, играющая учительницу Веру, просто бесподобна в своих порывах, она посещает курсы орального секса с кокетливой ведущей (маленькая чудесная роль Алисы Хазановой), но это успеха не приносит. Тогда Вера отправляется по просьбе мужа Бори (Федор Лавров) и вместе с ним на встречу с парой свингеров (Лукерья Ильяшенко и Владимир Яглыч), где выпивает лишнего и, стоя на столе и размахивая плеткой, читает “Буревестника”.

Случается перевертыш: прагматичный Боря, уже готовый изменить своей груст-ной жене, приходит в восхищение от той чертовки, которая в ней проявилась. Тоже история несложная и в принципе похожая на предыдущую, но для Алексея Чупова и Натальи Меркуловой главное – не мораль, а юмор, а еще убеждение в том, что старый конь борозды не испортит. И печаль, и счастье Веры иллюстрируются кадрами из любимых советских фильмов, а женской половиной свингер-пары оказывается ее бывшая ученица. Вера в процессе разговора ее поправляет: “не ложить, а положить”, и это можно понять как намек на то, что учительнице есть чему научить бывшую двоечницу не только в плане русского языка и литературы; к тому же яркая сексуальность Лукерьи Ильяшенко в этой новелле приглушена, и ее Маша точно не соперница Вере.

Следующая женатая пара в новелле Евгения Шелякова – политик, считающий себя уродливым (Федор Бондарчук), и его жена (Виктория Исакова). Они похищают знаменитого актера (Максим Матвеев), которого обожают миллионы российских женщин и пытаются добыть его сперму, чтобы жена могла родить от него красивого мальчика. Сюжет интересный, Матвеев деликатно пародирует Данилу Козловского, отдельные фразы героя Бондарчука и вовсе прекрасны – особенно те, что объясняют, какие мужчины идут в политику и зачем они туда идут, но этой новелле хотелось бы пожелать чуть больше внятности. К тому же режиссер для чего-то раздробил ее на несколько частей с отдельными названиями, что для альманаха, и без того переполненного вставными номерами, все-таки лишнее.

Новелла Нигины Сайфуллаевой бросает в объятья друг другу сразу две пары. Юную Анечку (Ясмина Омерович), решившую удариться в пьянство и разврат, чтобы стать популярной, – к милому Мите (Глеб Калюжный). Дядю Лешу (Гоша Куценко), которого Анечка просит лишить ее невинности, а тот благоразумно отказывается, – к своенравной блондинке (Анна Котова). Лучшее в этой новелле – посты; их Анечка выкладывает в соцсеть после встречи с очередным несостоявшимся кандидатом на разврат.

Отсутствие разврата как такового заставляет яриться и не исполнять свои обязанности героинь новеллы Павла Руминова. Режиссер аккуратно обозначает, сколько именно дней, проведенных без секса, превращают в фурий трех блондинок: кассира, учительницу и клиентку салона красоты, начинающих бить соответственно покупателя, ученика и парикмахера.

Брюнетка же (Равшана Куркова) бьет мужчин словесно, в ответ на комплименты предлагает проехаться в “гей-тур по тюрьмам России” – будучи сотрудником полиции, она вполне может это устроить. А все потому, что в ее голове живут родственники, которые считают всех девушек, принимающих комплименты, проститутками, особенно усердствуют мама и дядя Анвар. Но есть мужчины в русских городах, и злой и прекрасной полицейской встречается ди-джей Виктор (Александр Паль), в чьей речи застенчивость и наглость составляют такой чудный микс, что остается просто отправить подальше внутренних родственников и кинуться навстречу счастью.

Героиня Курковой уже действовала в предыдущем фильме, и там ей любовь не встретилась, но благодаря сиквелу все у девушки сложилось хорошо, с чем ее остается поздравить и отправиться навстречу собственным историям, запомнив при этом не только сказочные моменты альманаха, но и реальные, которых там, к чести режиссеров и продюсера, достаточно.

Вот, например, рассерженная Таня, расставшись с седым психологом, едет на машине и едва не врезается в высокого парня. А это Боря из первого фильма, тот самый, который ни с одной из двух своих девушек так отношения и не выстроил. Таня извиняется, улыбается, а Боря (Евгений Цыганов) проходит мимо. И хорошо, что проходит.

Жанна СЕРГЕЕВА

  • Федор Бондарчук и Виктория Исакова в фильме “Про любовь. Только для взрослых”
«Экран и сцена»
№ 18 за 2017 год.