Новая Пушкинская

У Новой Пушкинской премии есть предшественницы. Первая Пушкинская премия появилась еще в 1881-м при Императорской Академии наук, но годы шли, все менялось. В 1989-м Премию взял на себя гамбургский фонд Альфреда Тепфера, в свое время сотрудничавшего с Россией; среди ее лауреатов Андрей Битов, Людмила Петрушевская, Белла Ахмадулина, Саша Соколов, Владимир Маканин, Виктор Астафьев. Была еще Государственная Пушкинская премия, но она перестала существовать в 2005-м. В 2005-м же и возникла Новая Пушкинская – чтобы продлить литературные и исторические традиции, отметить тех, кто следует им словом и делом. Новую Премию учредили фонд Александра Жукова, музей-заповедник “Михайловское”, Государственный музей Пушкина, что на Пречистенке. Присуждается без конкурса, без жюри. Выбор доверен Совету, в который входят представители учредителей и который возглавляет Андрей Битов. Круг избранных весьма широк – поэты, писатели, переводчики, издатели. А также сотрудники музеев – хранители культурного наследия, истории, памяти. День вручения неизменный – день рождения Александра Сергеевича, 26 мая (по старому стилю).

Новую Пушкинскую премию “За совокупный творческий вклад в отечественную культуру” на нынешней, тринадцатой, церемонии вручили художнику Борису Мессереру и поэту Ивану Жданову.

Борису Мессереру, автору книги “Промельк Беллы”. Это “романтическая хроника” их общей с Беллой Ахмадулиной жизни, но главное здесь – образ самой Беллы, возникающий в ее воспоминаниях, и словно звучат со страниц книги завораживающие интонации ее голоса.

Ивана Жданова Андрей Битов назвал “большим, а, может быть, и великим поэтом; в его стихах и трагедия, и жизнь”. Разве могут не отозваться в нас эти строки: “Мелкий дождь идет на нет, /окна смотрят сонно. /Вот и выключили свет /в красной ветке клена. /И внутри ее темно /и, наверно, сыро, /и глядит она в окно, /словно в полость мира. /И глядит она туда, /век не поднимая, – /в отблеск Страшного суда, /в отголосок рая. /В доме шумно и тепло, /жизнь течет простая. /Но трещит по швам стекло, /в ночь перерастая. /Это музыка в бреду /растеряла звуки. /Но кому нести беду, /простирая руки? /И кому искать ответ /и шептать при громе? /Вот и все. Погашен свет. /Стало тихо в доме”.

Специальный диплом “За служение истории российской словесности” получил Анатолий Коршиков. По должности – директор музея-усадьбы Остафьево-”Русский Парнас”. Подвижник по призванию. Когда возглавил музей, не верил, что его можно восстановить – в наследство досталась разруха. Восстановили не только музейные экспозиции, но целый мир дворянской усадьбы девятнадцатого века, где жил и писал “Историю государства Российского” Николай Карамзин, где Пушкин читал главы “Евгения Онегина”, где бывали Жуковский, Гоголь, Тургенев. Здесь проходят Пушкинский праздник поэзии, выставки, концерты. От Москвы до Остафьево – рукой подать.

А это цитата из Андрея Битова, из книги “Вычитание зайца” с рисунками Резо Габриадзе: “Знаменитая история о том, как Пушкин совсем было собрался из Михайловского в Петербург накануне декабрьского восстания, но повернул обратно, потому что ему перебежал дорогу заяц, правомерно существует в виде анекдота, не обременяя биографию поэта. Исследователя занимает больше тот факт, что, повернув, поэт в присест написал “Графа Нулина”. Между тем, следопыт, распутывая след этого осторожного басенного “зверька”, неизбежно обнаружит, что он непрерывен, что в конце его “обязательно окажется заяц” (Ахмадулина)…”

Зайца, перебежавшего дорогу Пушкину, как известно, увековечили в памятнике в Михайловском.

Факт из биографии самого Андрея Георгиевича связан с битвой за жизнь тополя, который рос под его окном. Тополь пытались извести, но, в конце концов, он был спасен, перевезен в надежное место – в яснополянскую усадьбу “Пирогово”. Хранитель усадьбы Геннадий Опарин (в 2012 году отмечен Специальным дипломом “За музейный подвиг“) привез на нынешнюю церемонию скамью. Не простую – имени Битова. Подарок ему на 80-летие. Андрея Георгиевича, сидящего на скамье, запечатлели на память. Скамья эта теперь будет стоять в Пирогове под тем самым несломленным тополем.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»

№ 11 за 2017 год.