Саду цвесть!

“Фантастическая любовь и где ее найти”. Режиссер Саймон Эбауд

Белла Браун (Джессика Браун-Финдли) – девушка не только красивая, но и умная. Она поражает своими знаниями посетителей библиотеки, где работает. Зато в ее квартире не сказать, чтобы чисто, а питается она в основном консервами, банки с которыми ровными рядами стоят в буфете. У Беллы есть особенность – она ненавидит растения.

У ее соседа Альфреда Стивенсона (Том Уилкинсон), которого все называют “ваша светлость”, – вздорный характер, много денег, личный врач Милли (Эйлин Дейвис) и молодой слуга Вернон (Эндрю Скотт, на которого в этом нежном образе будет крайне интересно посмотреть поклонникам профессора Мориарти). Вернон готовит удивительно вкусное печенье и идеально наводит чистоту. Благодаря одной ночной битве с растениями, которую сосед назовет “эко-апокалипсис”, Белла потеряет сознание, окажется в соседском доме, ее осмотрит и ласково успокоит личный врач, а Вернон угостит печеньем.

А потом угостит завтраком, но не подумайте плохого… Вздорный характер Стивенсона возьмет верх, он уволит слугу из-за непунктуальности на глазах у Беллы, и девушка немедленно примет Вернона на работу. Денег у нее нет, но она благодарит за вкусные блюда, знает несколько ирландских слов и напоминает Вернону маму, благодаря которой он научился готовить. Мама не готовила вообще, и когда он вырос, то наконец дорвался до плиты.

Стивенсону теперь вместо печенья, яиц пашот и прочих верноновских изысков приходится есть что-то вроде холодного риса с тушенкой. И он решает Белле отомстить и напускает на нее домохозяина, который угрожает выселить девушку из квартиры, если она не приведет в порядок прилегающий к дому девятиметровый участок. На участке много деревьев, кустов и трав, и прикасаться к ним Белла из-за своей фобии не может. Выглядит участок плохо и некрасиво, на что большинству англичан смотреть неприятно.

В тот момент, когда Вернон ловко справляется с домохозяином, цитируя различные статьи договора аренды (он вообще очень неплохо подкован во всяких юридических тонкостях, и свои права знает), юмористическая составляющая фильма становится чуть заметнее.

Вообще, эта картина могла бы быть смешной, и диалоги героев порой дают возможность усмехнуться и оценить: “Жимолость была единственным живым существом в вашем саду, а вы порубили ее на кусочки”. – “Я хотела навести порядок”. – “То же самое Гитлер говорил о Европе”.

Да, Белла Браун, надев немыслимый черный костюм и шляпу с вуалью, выходит на битву с заросшим садом. Альфред Стивенсон осуждает ее, выглядывая из-за живой изгороди, Вернон приносит салат – несмотря на ненависть к растениям, есть их Белла может.

Фильмов у режиссера Саймона Эбауда немного – три короткометражки и романтический детектив “Кто получит бриллиант”, который укладывается в полтора часа. Эта картина, “Фантастическая любовь и где ее найти”, продолжается примерно столько же, и довольно часто кажется, что возможность длить и длить свою историю режиссера смущала. Когда проходит сорок минут, думаешь, что все главное уже произошло.

Вернон и Белла нежно дружат без намеков на что-то большее – хотя он вдовец, и маленькие дочки-близнецы не испытывают к тете Белле неприязни. Альфред Стивенсон тоже симпатизирует Белле, дарит ей книгу про садоводство и помогает возделывать сад. Страх перед растениями проходит как-то сам собой. Вернон и Стивенсон мирятся, и теперь старик может наслаждаться вкусной едой.

Но от разрушения – девушка выкорчевывает все ненужное, и участок становится чистым и пустым – Белле придется идти к созиданию. Старый Стивенсон поступил мудро, подсунув ей, библиотекарю и писательнице, хорошо написанную книгу – именно таким образом можно было выкорчевать страх и посадить любовь. Немного странно, правда, что исцеление произошло почти моментально, но этот момент, похоже, Саймона Эбауда не волновал вовсе. Его влекла идиллическая история человеческой дружбы, простых радостей – природа, еда, уют. Все то, что нужно человеку, чтобы испытывать умиротворение.

И Вернон похоронил жену, и Альфред Стивенсон прожил долгую и, видимо, непростую жизнь, и Белла, скорее всего, не просто так начала бояться деревьев и кустарников. Но об их прошлом мы не узнаем почти ничего, да и зачем? В каждой человеческой жизни есть что-то, из чего можно сделать экранный драйв – страстная любовь, высокая печаль, горькая утрата, всепоглощающий страх. В жизни героев Эбауда все это тоже есть, только без прилагательных; он не ставит акцента на человеческих чувствах, не настаивает на том, чтобы зрители их непременно разделили и ими прониклись, тоже опечалились, затосковали или испугались. Нет, этот фильм спокоен и неспешен, как обычная жизнь, и даже немного смешно, что у него такое название.

Наперстянки и георгины, шалфей и бархатцы, примула и клематисы – Стивенсон будет водить Беллу по своему саду, называя его “прекрасно упорядоченный хаос”, и медленно, но настойчиво подводя ее к идее собственного сада, пространство для которого уже расчищено.

Вернон же, по-матерински заботясь о Белле и заново приучая ее к тому, что жить можно хорошо, ласково и тепло, не бояться человеческих прикосновений (“Тебя давно не обнимали? Привыкай!”), тоже выпалывает какие-то сорняки из ее души и расчищает пространство.

Третьим мужчиной в жизни Беллы становится посетитель библиотеки, инженер-конструктор Билли (Джереми Ирвин), у которого в голове тоже царит хаос – столько там идей. Его мастерская переполнена чудесными механическими существами: таинственными птицами, быстрыми черепахами, и он просит Беллу сочинить историю об одной из птиц, Луне, которая летает за счет лунной энергии. Чистый ли это интерес или лукавство, не очень понятно, скорее первое… Билли выглядит простодушным, слова Беллы о том, что она хочет написать детскую книгу, но сюжет пока не смогла придумать, его не смущают, и он тоже настойчив и после короткого рассказа требует продолжения.

Билли, Альфред и Вернон напоминают трех ангелов, возвращающих Беллу к самой себе, сами дарят ей и учат ее дарить тепло, сад, сказки – все то, чем обычно занимаются женщины. Они даже дают ей советы, как одеваться…

История птицы Луны началась с того, что ее родители рано погибли – наверное, это и о Белле тоже, и о тепле, саде и сказках ей должна была рассказать мама, но не успела. Мамой для нее становятся трое мужчин, и это, конечно, чудесная идея, которая пришла в голову Саймону Эбауду, написавшему и сценарий фильма.

Белла, до встречи с ними словно законсервированная в образе мечтательного подростка, будет внутренне превращаться из девочки в женщину. Творить – сказка о птице Луне будет продолжаться. Горевать – важное свидание с Билли не состоится, потому что Белла увидит его с другой девушкой. Беречь и защищать – она бросится под сильный ливень, чтобы укрыть хотя бы некоторые из выращенных ею цветов. Белла станет взрослой.

И у нее будет сад, где будут цвести примулы, наперстянка, настурции, клематисы, лилии и колокольчики. И книга про птицу Луну, которая научилась летать.

Но так как этот вывод – тоже пафосный, то Саймон Эбауд добавит в финале несколько шуток, граничащих с легким безумием, как это свойственно хорошему английскому юмору. К примеру, окажется, что с девушкой был вовсе не Билли, а один из его братьев, поскольку они тройняшки. Что врач Милли здорова выпить. И самое главное, то, что точно не забудется, Белла состояла в клубе усыновителей уток.

Жанна СЕРГЕЕВА

«Экран и сцена»
№ 8 за 2017 год.
Print Friendly, PDF & Email