Парад на камерной сцене

Фото И.МАТЕЯС 16 по 22 сентября в Воронеже проходила пластическая Арт-лаборатория Максима Диденко – совместный проект фестиваля «Территория» и холдинга СИБУР. Участниками были студенты третьего курса Воронежского института искусств, курс Михаила Бычкова и Руслана Маликова. Итогом лаборатории стал перформанс на текст Дмитрия Пригова «Широка страна моя родная».

На пресс-конференции успешный столичный режиссер Максим Диденко многих удивил, заявив, что педагогика для него важнее, чем подготовка спектакля. «То, что я делаю в спектаклях, всегда следствие открытий, совершаемых в процессе преподавания». Выбор же текста московского поэта-концептуалиста Дмитрия Пригова «Широка страна моя родная» Диденко объяснил тем, что одноименная песня Исаака Дунаевского станет лейтмотивом его скорой премьеры в Театре Наций – спектакля «Цирк» по фильму Григория Александрова. И добавил: «Мы нуждаемся в переосмыслении понятий «патриотизм» и «родина». Мне показалось важным отрефлексировать это с молодыми людьми».

В качестве хореографа Максимом Диденко была приглашена Анна Закусова. До этого она работала с Романом Феодори, в «Этюд-театре», выпускала спектакли как режиссер. Задачей хореографа были ежедневные разминки, подготовка актеров, участие в разработке партитуры спектакля.
Режиссер терпеливо объяснял, что работа с телом невозможна без развития внимания, воображения и дисциплины: «Русский драматический артист после 30 – руины. Я вам желаю другой жизни». Каким-то совершенно удивительным образом тренинг начинал работать, втягивать все большее количество участников в создание единого ритуального действа, сжимающегося и расширяющегося, дышащего и звучащего организма. Тридцать участников должны были представить композиционно и ритмически сложную партитуру с большой физической и звуковой амплитудой в Малом зале Воронежского Камерного театра (8 на 12 метров). А в режиссерском замысле все ярче проступали аллюзии к парадам физкультурников 30-х годов: четкий ритм перестроений групп, энергия широких жестов и пульсирующих движений. Бинарные оппозиции Пригова – сопоставление локальных и глобальных мировых процессов, сухой статистики и мифов, эпического и лирического – требовали пространства, адекватного количеству людей. Надо сказать, что репетиции шли в другом, более просторном помещении, а на прогоны в реальных условиях остался всего один день. Решение родилось почти сразу, как только Максим Диденко услышал о существовании технического балкона по периметру зала. Никогда раньше зрители не заходили на балкон, представляющий из себя узкие металлические направляющие и предназначенный лишь для работы нескольких осветителей. В самом зале оставили только один ряд кресел вдоль стен. Некоторые зрители пришли дважды – посмотреть вплотную внизу и сверху.
В начале звучит одинокий голос юноши, поющего песню Дунаевского, в финале девушка читает Пригова. Закончив, она максимально медленно, почти касаясь зрителей, уходит в полосу света и закрывает за собой дверь. А между этими событиями – зарождение жизни, эволюция, возвышение человека и его падение, тоталитаризм и гуманизм, выраженные всеми участниками перформанса физически и усиленные звуковедением.
Один из мастеров курса, Руслан Маликов, так сформулировал главный результат лаборатории: «Максим распространяет энергию хорошего творческого и рабочего вкуса, фанатичного отношения к работе».

Ольга КОВЛАКОВА

Фото И.МАТЕЯ

«Экран и сцена»
№ 19 за 2016 год.