Возвращение

Михаил Барышников. Фото Роберта УИТМЕНАОн категорически отказывается вернуться в Россию и все-таки вернется. На снимках американского фотомастера Роберта Уитмена. “Михаил Барышников. Метафизика тела” – выставка в московском Центре фотографии имени братьев Люмьер (12 октября-22 января).

Когда-то Иосиф Бродский заметил: “Когда я вижу на сцене Барышникова, то это ощущение совершенно потрясающее. Я даже думаю, что это вообще уже даже и не балет – то, чем он занимается. На мой взгляд, это чистая метафизика тела. Нечто, сильно вырывающееся за рамки балета. Михаил Барышников – это некое умное тело, которое несет в себе целый мир”.

Фотограф и танцовщик встречались для совместной работы с 1995 по 2015 год. Плоды пяти творческих встреч – пять фотосерий. Первая, 1995-го, связана с рекламной кампанией “Аромата”, парфюмерной линии Барышникова. Серия 2015-го сделана в связи с юбилеем – десятилетием его Центра в Нью-Йорке (Baryshnikov ArtCenter). А в промежутке – съемки репетиций с американским хореографом Мерсом Каннингемом (“Миша и Мерс”), репетиции спектакля “Occasion Piece”, репетиции в составе труппы Американского театра балета (спектакль “Solo With Piano or Not”).

Фотограф и танцовщик доверяли друг другу, обоих подпитывало подобное сотворчество, оба получали истинное удовольствие. Уитмен поясняет: “Думаю, Михаилу нравится работать со мной, потому что он любит мой стиль. Я ведь всегда работаю один. Только я и камера. Никаких ассистентов, людей на площадке, искусственного света. Я использую только натуральный свет”.

Фотографии Барышникова в исполнении Роберта Уитмена были представлены этим летом в Санкт-Петербурге, городе, во многом определившем его судьбу – хореографическое училище, Кировский театр. В городе, который он покинул в 1974 году и куда больше не возвращался.

В коллекции шестьдесят с лишним снимков. В репетиционном зале, у станка, на тренировке, в бассейне, но в смокинге и при бабочке. Раскинулся в кресле в экзотической рубашке – на коленях барабаны. Жилистые ноги и поразительно легкие прыжки. Как мальчишка раскачивается в автомобильной покрышке – весь в белом. Моложавый и зрелый. Изможденный и вдохновенный. Серьезный и смеющийся. Расслабленный и сосредоточенный. Дурашливый, чувственный, ироничный, сексуальный. Барышников как он есть.

Его снимали не перечесть сколько раз, он и сам уже стал мастером в фотоделе (в частности, сделал серию снимков на материале репетиций хореографа Мерса Каннингема и его труппы). Но фотомонолог длиною в двадцать лет – особенный. Почему? Нужно увидеть.

Итак, Москва, Центр фотографии имени братьев Люмьер. “Михаил Барышников. Метафизика тела”.

Алена ДМИТРИЕВА
Михаил Барышников. Фото Роберта УИТМЕНА
«Экран и сцена»
№ 18 за 2016 год.