Облачная гармония

3-2_14В Театральном музее имени А.А.Бахрушина проходит выставка “Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр” (куратор Наталья Макерова), посвященная великому китайскому актеру, чье имя когда-то знал весь мир. Выставка не только дает возможность узнать о новаторском творчестве великого Мэй Ланьфана, но и расширить знания о советском театре 1930-х годов.

“Воспитанники Грушевого Сада” – старинное название, присвоенное китайским актерам. Официальный титул Мэй Ланьфана – “Первый из Грушевого Сада” – означает, что он занимал выс-шее положение среди актеров Китая.

Мэй Ланьфан (родился 22 октября 1894 года в Пекине, империя Цин, умер 8 августа 1961 года в Пекине, КНР) – потомственный актер, исполнитель женских ролей. В семь лет Мэй Ланьфан был отдан в частную театральную школу Юнь-Хе-Тан (“Зал облачной гармонии”), продолжил совершенствоваться в актерском мастерстве, избрав женское амплуа чжэн-тан или цин-ин (“синее платье”) – амплуа честных героинь. Всю свою жизнь Мэй Ланьфан посвятил искусству Китайской оперы.

Именно он вернул древнему китайскому искусству синтетичность, соединив традиции южного и северного театров, а именно: вокальное начало и пластическое актерское мастерство. Мэй Ланьфану не было и 20 лет, когда к нему пришел огромный успех. Из самых отдаленных мест Китая приезжали знатоки и ценители театра, чтобы посмотреть на игру молодого актера, ему посвящали стихи, а его стиль игры получил название “стиль Мэй”.

В 1935 году после успешного турне по США Мэй Ланьфана пригласили в Советский Союз. По случаю приезда китайского актера организовали Комитет, в состав которого вошли: К.С.Станиславский, Вл.И.Немирович-Данченко, Вс.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, С.М.Эйзенштейн, Я.С.Ганецкий, Я.О.Боярский и С.М.Третьяков.

Выступления Мэй Ланьфана широко освещались в прессе. В Москве и Ленинграде прошло четыре спектакля: “Месть угнетенных”, “Радужный перевал”, “Фей-Чен-О и генерал Тигр”, “Опьяневшая красавица” (по другим сведениям – семь пьес, часть игралась в отрывках) и были показаны несколько танцевальных номеров. Своими выступлениям Мэй Ланьфан произвел впечатление не только на советскую публику, но и на ведущих деятелей театра и кино. Сергей Эйзенштейн снял фильм с участием Мэй Ланьфана – “Радужный перевал” (в экспозицию включены редкие фотографии со съемок). Ранее, когда Мэй Ланьфан посетил США и познакомился с Чарли Чаплином, тот планировал снять фильм с участием китайского гостя, однако, от этой идеи отказался, поскольку, похоже, счел, что американская публика окажется не готова принять экзотическую внешность Мэй Ланьфана.

Зарубежные поездки Мэй Ланьфана открыли миру Пекинскую оперу и популяризовали традиционное китайское искусство в других странах. Ныне Пекинская опера признана ЮНЕСКО нематериальным достоянием мировой культуры.

Благодаря материалам из Государственного архива Российской Федерации появилась возможность по датам восстановить, какие спектакли, выставки, музеи посетил в свои приезды Мэй Ланьфан. Все эти сведения представлены вместе с редкими фотографиями, также организован видеопоказ. Зритель имеет возможность познакомиться с биографией великого китайского актера и увидеть фрагменты спектаклей с его участием.

В экспозицию включено около 350 экспонатов из фонда ГЦТМ имени Бахрушина и музея Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко. Тематически экспозиция состоит из двух частей: экспонаты, переданные Мэй Ланьфаном в дар Бахрушинскому музею по окончании гастролей в 1935 году, и экспонаты из фонда отдела декорационно-изобразительных материалов и фонда ГосТИМа. Таким образом, первая часть выставки посвящена китайскому театру, а вторая – советскому.

В первую часть входят сценические костюмы, реквизит, музыкальные инструменты, китайские народные гравюры на традиционные театральные и литературные сюжеты, куклы в виде персонажей Пекинской оперы, а также миниатюрные маски основных актерских амплуа.

Советскую часть экспозиции состав-ляют афиши, эскизы декораций и костюмов, фотографии актеров в ролях и сцен из “Севильского цирюльника” и “Бориса Годунова” Оперной студии Станиславского, “Дамы с камелиями” Мейерхольда и “Принцессы Турандот” Вахтангова, “Египетских ночей” Таирова и “Аристократов” Охлопкова, балетов, кукольных спектаклей, а также фотографии деятелей советского театра с Мэй Ланьфаном. На выставке “Первый из Грушевого Сада. Мэй Ланьфан и советский театр” видно определенное влияние двух театральных культур на развитие современного театра.

Выставка продлится до 28 августа 2016 года.

Дарья БАСЫНИНА
«Экран и сцена»
№ 14 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email