Только по любви

2-2_10“Кинотавр”-2016

Откроется нынешний “Кинотавр” фильмом “Петербург. Только по любви”. Семь новелл. Семь историй, где город на Неве – одно из главных действующих лиц. Семь режиссеров – Авдотья Смирнова, Рената Литвинова, Анна Пармас, Оксана Бычкова, Аксинья Гог, Наталья Назарова, Наталья Кудряшова – каждая из них рассказала свою историю о любви и одиночестве, потерях и надежде.

У фильма закрытия “Сдается дом со всеми неудобствами” тоже женское лицо. Режиссер Вера Сторожева. Снимались Виктория Исакова, Светлана Ходченкова, Ирина Пегова, Нина Дворжецкая, Дарья Урсуляк. Примкнул к этой компании Владимир Вдовиченков.

В основном конкурсе по большей части дебютные работы в полном метре – девять фильмов из четырнадцати. “ВРАЧ” – первый опыт в кинорежиссуре Гоши Куценко, он же в главной роли; “ЧЕЛОВЕК ИЗ БУДУЩЕГО” – режиссерская попытка еще одного актера, Романа Артемьева, продюсер Сергей Сельянов; “ИВАН” – дебют Алены Давыдовой, один из продюсеров Алексей Герман-мл.; “КОЛЛЕКТОР” – дебют Алексея Красовского, в главной роли Константин Хабенский; “ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК” Оксаны Карас, тоже с Хабенским; “ЗООЛОГИЯ” Ивана И. Твердовского, чей “Класс коррекции” стал лауреатом “Кинотавра”-2014 и еще многих

фестивалей; “ПОСЛЕ ТЕБЯ” Анны Матисон при генеральном продюсерстве Сергея Безрукова и с ним же в роли “признанного гения” балета; “(М)УЧЕНИК” Кирилла Серебренникова; “РАЗБУДИ МЕНЯ”, дебют Гийома Проценко – родился во Франции, живет в Москве, выпускник ВГИКа; “РЫБА-МЕЧТА”, дебют Антона Бильжо; “Я УМЕЮ ВЯЗАТЬ”, дебют Надежды Степановой; две документальные драмы жизни – “ГОД ЛИТЕРАТУРЫ” Ольги Столповской о писателе, чей дом собираются снести именно в год литературы, и “ЧУЖАЯ РАБОТА” Дениса Шабаева о гастарбайтере из Таджикистана, живущего с семьей в вагончике на окраине Москвы и мечтающего стать актером.

Дебют Ильи Учителя “ОГНИ БОЛЬШОЙ ДЕРЕВНИ” – комедия о провинциальном киномеханике, который всеми способами пытается завлечь зрителей в местный кинотеатр. Тема весьма актуальная, особенно в Год кино.

В жюри основного конкурса – режиссер Николай Лебедев (председатель), кинокритик Нина Зархи, оператор Сергей Мачильский, сценарист Анна Пармас, продюсер Джаник Файзиев, актеры Мария Шалаева, Сергей Шакуров.

В жюри конкурса “”Кинотавр”. Короткий метр”, в который отобрано 26 работ, – продюсер Елена Гликман (председатель), актриса Дарья Екамасова, режиссер Жора Крыжовников, кинокритик Лариса Малюкова.

Журнал “Искусство кино” проведет

поединки профессионалов: критики смогут поговорить о наболевшем с режиссерами, режиссеры – с продюсерами, продюсеры – с прокатчиками, авторы – с фестивальными отборщиками. Главное – быть услышанными.

Мастер-класс режиссера Жоры Крыжовникова (“Горько!”) будет, естественно, о комедии. Писатель, лауреат “Русского Букера”-2015 Александр Снегирев и Николай Куликов, соавтор сценариев фильмов “Легенда №17”, “Горько!”, “Экипаж”, поразмышляют о сценарном деле. Мастер-класс Куликова так и называется: “Как писать для людей?”.

В программе внеконкурсных показов “Кино на площади” перед Зимним театром, главным фестивальным залом – хиты, в том числе “Экипаж” Николая Лебедева, “Самый лучший день” Жоры Крыжовникова, “День выборов 2” Александра Баршака, “Воин” Алексея Андрианова, “Супербобровы” Дмитрия Дьяченко.

На фестивале отметят 20-летие “Кавказского пленника” Сергея Бодрова-старшего, покажут отреставрированную копию. Вот комментарий по поводу юбилея фильма киноведа Сергея Лаврентьева: “Существует непреложная истина, очевидным подтверждением которой и является картина 1996 года. Классика на то и классика, что в любое время в любой стране, пересказанная на новый, современный лад, она остается вечной…

Куросава перенес действие “Идиота” в Японию и сделал едва ли не лучшую экранную адаптацию Достоевского. Бодров-старший отправился на Кавказ, где нет больше дворян и слуг, “где новая историческая общность людей – советский народ” рассыпалась вдруг на непримиримых врагов, и сотворил фильм, ставший гораздо более толстовским, чем, скажем, вышедший в семидесятые одноименный телефильм, где “с верностью литературному первоисточнику” все было в порядке. И произошло потому, что режиссер точно почувствовал энергию рассказа. Потому, что блистательный Меньшиков и еще не ставший всенародно любимым, юный, трепетный и сильный духом Сережа Бодров-младший жили в обстоятельствах, предложенных Толстым и лишь ангажированных новой кавказской войной. Потому, что Дружба и Ненависть, Любовь и Разлука, Преданность и Предательство – извечны”.

А самому Сергею Владимировичу Бодрову будет вручен приз “За художественные достижения в российском и мировом кино”.

 

На фестивальном постере – солнце, море, песок, словом, курортные приметы, и странным образом вписавшийся в них… товарищ Сухов. Оказывается, постеры “Кинотавра” теперь будут посвящены культовым отечественным фильмам. Начали с культового из культовых “Белого солнца пустыни” Владимира Мотыля.

Алена ДМИТРИЕВА
«Экран и сцена»
№ 10 за 2016 год.
Print Friendly, PDF & Email