Особенности национального кинофестиваля

• Александр Збруев в фильме “Кино про Алексеева”
Следим за событием
Сочи. 1-8 июня. 25-й Открытый Российский кинофестиваль “Кинотавр”.
Александру СОКУРОВУ будет вручен приз “За художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф, и бескомпромиссную гражданскую позицию”.
“Наш фестиваль – это, прежде всего, маркетинговый инструмент, территория пересекающихся интересов, место встречи талантов и тех, кто дает им возможность реализоваться. И судьба каждого показанного фильма определяется сразу и жюри, и рынком. Все это позволяет сказать, что “Кинотавр” стал “дорожной картой” для всего нашего кинематографа. Мы ставили себе такую цель с самого начала. И во многом, с поправкой лишь на общее положение дел в индустрии сегодня, с этой задачей справились. “Кинотавр”, как и планировалось, стал главным индустриальным событием страны.
Больше нигде вы не получите возможности так полно отследить, обсудить, понять тенденции отечественного кино и отрефлексировать существенно важные для авторов контексты и сюжеты”. Таково заявление президента “Кинотавра” Александра Роднянского. Присоединяемся.
Из четырнадцати картин основного конкурса юбилейного Открытого Российского – пять дебютных, восемь сделаны женщинами-режиссерами. Программный директор Ситора Алиева заметила, что это не было спланировано, просто такое стечение обстоятельств, да и в мировом кинематографе наблюдается подобная тенденция (похоже, женщины “разговорились”). Впервые “Кинотавр” откроется короткометражками – числом пять, режиссеры двух – актеры с именами: Яна Троянова (“Рядом”), Григорий Добрыгин (“Верпаскунген”). Председатель большого жюри – Андрей Звягинцев.

Купить картину

Вместе со Звягинцевым “судить” предстоит актерам Елене Лядовой и Юрию Колокольникову, оператору Владиславу Опельянцу, сценаристу Денису Родимину, кинокритику Алене Шумаковой, директору Департамента кинематографии Министерства культуры РФ, продюсеру Вячеславу Тельнову.
Жюри конкурса короткого метра: режиссер Алексей Мизгирев (председатель), актриса Виктория Исакова, продюсер Валентина Михалева, кинокритик Стас Тыркин. Есть еще жюри кинопрокатчиков под председательством Вадима Смирнова, генерального директора компании “Двадцатый век Фокс Россия/СНГ”.
Итак, основной конкурс… В нем фильмы режиссеров в основном молодых и среднего возраста. “Дурак” Юрия Быкова и “Звезда” Анны Меликян, получившей здешнее лауреатство за “Русалку”. “Белая белая ночь” Рамиля Салахутдинова и “Еще один год” Оксаны Бычковой (зрительский приз МКФ в Роттердаме). “Испытание” Александра Котта и “Как меня зовут” Нигины Сайфуллаевой. “Класс коррекции” Ивана И.Твердовского и «Комбинат “Надежда”» Наталии Мещаниновой (из конкурса Роттердама, главный приз МКФ в Вильнюсе). “Спроси меня” Веры Харыбиной и “Ч/б” Евгения Шелякина. “Велкам хом” Ангелины Никоновой, открытой “Кинотавром”, и “Кино про Алексеева” Михаила Сегала (приз ОРФ за лучший сценарий “Рассказам”).
Отдельно – “До свидания мама” (именно так, без запятой) практически классика Светланы Проскуриной по сценарию Василия Сигарева, тоже здешнего лауреата.
Отдельно – “21 день” режиссера-дебютанта Тамары Дондурей, выпускницы школы документального кино Марины Разбежкиной. “21 день” – об обитателях хосписа, о жизни на грани смерти, о боли и мужестве.
Двадцать три фильма из почти трехсот отобрано в короткометражный конкурс. Конкурс, отметивший в прошлом году десятилетие и каждый год притягивающий зрителей в фестивальный зал.
Вне конкурса – ретроспектива фильмов, касающихся Первой мировой войны; ретроспектива советских спортивных фильмов – “ностальгическая”, по мнению ее куратора Сергея Лаврентьева; показ “Натюрморта” Уберто Пазолини, лауреата секции “Горизонты” прошлогоднего Венецианского МКФ. Вне конкурса – кино на площади перед главным фестивальным залом, Зимним театром.
Вне конкурса – программа, подготовленная Светланой Бондарчук. По ее инициативе два года проводятся аукционы Action, лоты – короткометражные фильмы именитых режиссеров, покупатель становится правообладателем фильма, а вырученные от продажи средства идут на благотворительность. Среди лент, собранных для нынешнего показа – “Исповедник” Ивана Вырыпаева, “Во мне” Ренаты Литвиновой, “Саша” Федора Бондарчука, “Прикосновение” Владимира Грамматикова.
“Кинотавр” уже не обходится без питчинга – конкурса проектов в поисках финансирования. Кстати, в нынешнем основном конкурсе – две картины, чьи жизни начинались на питчинге.
“Кинотавр” не обходится без круглых столов и мастер-классов. Классы проведут мастера Александр Сокуров, Андрей Звягинцев и Матье Даррас, отборщик и консультант МКФ в Канне и Сан-Себастьяне.
Для Александра Роднянского Открытый Российский в идеале – фестиваль с огромным количеством зрителей. Как, например, в Берлине. Возможности для этого у Сочи есть. В том числе и наследство Олимпийских игр. Мультиплекс в “горном кластере”, в “прибрежном”. Надо только затеять переделку – для кинопоказов. И тогда зрителей не остановить. А раз Роднянский заговорил об этом на кинотавровой пресс-конференции, значит, фестиваль он не оставит, вопреки “предсказаниям” в соцсетях.
 
P.S. На закрытии ОРФ покажут “Левиафана” Андрея Звягинцева (продюсер Александр Роднянский) – мировая премьера его пройдет в Канне. Зрители Лазурного берега и Сочи, будут, похоже, и последними, кто увидит авторскую версию. В фильме – ненормативная лексика, и он подпадает под действие подписанного В.Путиным закона, который должен вступить в силу с 1 июня. А вот на фестивальные показы этот закон не распространяется.

Елена СМОЛЕНСКАЯ
«Экран и сцена» № 10 за 2014 год.