К юбилею основателя

В Бахрушинском музее появилось новое выставочное пространство: восстановлен и отреставрирован флигель главного здания, бывший Каретный сарай. Короткий путь из гардероба – всего несколько шагов – ведут нас в чудесный зал благородных пропорций с нарядными красными кирпичными стенами. Под потолком белые деревянные стропила, а из окон с характерными для модерна переплетами льется естественный свет.

Первую выставку во флигеле по праву посвятили 150-летнему юбилею основателя музея и хозяина усадьбы. Ее назвали: “Рыцарь театра Алексей Александрович Бахрушин” (автор проекта и куратор Дмитрий Родионов, кураторы Екатерина Казакова и Михаил Воробьев). Одну из стен зала занимают раритеты семейного архива. Дед Алексей Федорович Бахрушин вместе с сыновьями (один из которых – Александр – отец будущего собирателя бесценной коллекции) основал знаменитое “Товарищество кожевенной и суконной мануфактур”. Его портрет в медальоне середины XIX века кисти неизвестного художника соседствует с портретом бабушки Наталии Александровны. Рядом фотографии отца и матери – Елены Михайловны и Александра Алексеевича. Бахрушины как род вписаны в русскую историю вместе с Алексеевыми, Морозовыми, Третьяковыми, Щукиными. “Какие все это козыри в игре нации!” – восхищался Федор Шаляпин. Рядом с семейными портретами – фотографии больницы и сиротского приюта имени братьев Бахрушиных в Сокольниках, лазарета, открытого во время Первой мировой войны, его попечителем был Алексей Александрович.

На обложке буклета выставки двадцатипятилетний Алексей Бахрушин изображен в челне под парусом. Конечно, и челн, и парус – бутафория из ателье харьковского фотографа. “С одной стороны, это театральный снимок, с другой – очень символическая фотография. Под этим парусом театра прошла вся жизнь Бахрушина. С помощью этого паруса он содействовал движению музея вперед”, – говорил на открытии выставки генеральный директор Дмитрий Родионов.

Вера Васильевна Бахрушина, честь ей и хвала, хоть и не могла не огорчаться, что жилое пространство городской усадьбы на Лужнецкой улице сжимается из-за ширившейся коллекции, понимала и разделяла страсть своего супруга. На выставке представлено несколько портретов хозяйки дома, умной, элегантной, обаятельной женщины, которая никогда не сидела без дела. В их имении, селе Афинеево, неподалеку от подмосковной Апрелевки, она с увлечением занималась садоводством, молочным хозяйством, пчеловодством. Летние семейные фотографии на лоне природы, на фоне снопов, или за самоваром запечатлели несколько поколений семьи Бахрушиных и Носовых (Носова – девичья фамилия Веры Васильевны). Рядом со старшими любимые дети – Юрий и Кира. Среди экспонатов выставки – личные вещи: трость Алексея Александровича с вмонтированной в нее зрительной трубкой, белая свадебная перчатка Веры Васильевны с монограммой, ее японский зонтик, изящный дамский мундштук французской работы в кожаном футляре, немецкий фотоаппарат, подарок мужа жене, увлекавшейся фотографией.

25 ноября 1913 года в доме на Лужнецкой состоялась торжественная церемония передачи А.А.Бахрушиным своей коллекции государству, в ведение Российской Императорской академии наук. Тогда трудно было представить, что после революции музей с трудом удастся (благодаря А.В.Луначарскому) спасти от разграбления. Но не от уплотнения, которое продолжалось вплоть до 30-х, когда городские власти отобрали значительную часть усадьбы. Сегодня музей занимает менее половины прежней территории.

История в документах представ-лена в центре зала. На огромном белом столе под стеклом размещены копии архивных материалов. Стол также украшают бюсты Михаила Семеновича Щепкина и Томмазо Сальвини, барельеф А.С.Голубкиной “Сандро Моисси в роли Эдипа”.

Для выставки были отобраны театральные портреты. Например, знаменитый портрет Д.А.Смирнова в роли Кавалера де Грие в опере Жюля Массне “Манон” работы А.Я.Головина. Певец изображен на фоне занавеса в костюме изумительной красоты. Неподалеку – известный портрет Веры Федоровны Комиссаржевской, написанный художницей Е.С.Зарудной-Кавос.

Деликатно входят в экспозицию макеты сценографов нового времени, являющиеся гордостью музея – Давида Боровского, Олега Шейнциса, Валерия Левенталя, Бориса Мессерера, Эдуарда Кочергина.

Первыми посетителями выставки, открытой в день рождения Алексея Александровича, стали друзья музея, театральные художники, театроведы, потомки Бахрушина. Депутат Апрелевки, краевед Людмила Киселева рассказала о том, как жители борются за получение охранного статуса для дома Солнцевых, где прошли последние годы жизни А.А.Бахрушина. Сегодня можно только помечтать о том, что когда-нибудь в нем будет музей.

Дед основателя уникального собрания приехал в Москву в начале XIX века из Зарайска. Там в будущем году планируется открыть еще один филиал ГЦТМ имени А.А.Бахрушина.

Петр ЭРМАНС
«Экран и сцена»
№ 5 за 2015 год.