Из странствий возвратясь

Фото И.ЗАХАРКИНА
Весной “ЭС” писала о создании Федерального центра поддержки гастрольной деятельности и его планах. В программе “Большие гастроли. Театральное лето 2014” принял участие 21 театр. Артисты побывали в 30 регионах России.
Подведение итогов состоялось в ИТАР-ТАСС, где выступили участники акции.
Председатель СТД РФ и художественный руководитель театра “Et Cetera” Александр Калягин вспоминал о том, как пагубно отразилось в свое время прекращение гастролей на творческом процессе, когда региональные театры не имели возможности переезжать даже из области в область. “Позже стали появляться губернаторы, меценаты, вывозившие свои театры в другие регионы и за рубеж. Однако таких прецедентов было немного. Между тем, очевидно, что театр, не имеющий возможности передвигаться в пространстве, – это мертвый театр. Честь и слава Министерству культуры, Федеральному центру гастрольной деятельности за эту прекрасную акцию. Хочется надеяться, что “Театральное лето” не будет одноразовой затеей, а станет систематической планомерной программой. Важно, чтобы театры заранее, в начале сезона, знали о своих будущих гастролях, это было бы дополнительным стимулом для работы. Не хотелось бы разочарований. Центр начал великое дело, а наше дело поставлять художественные произведения туда, где они необходимы”.
Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин призвал всех собравшихся быть реалистами. “Именно в Год Культуры театральная ситуация остается чрезвычайно трудной.
Но “Гастрольное лето” – возрождение огромного дела, очень позитивного. Когда-то в кабинете Бориса Сорочкина в Министерстве культуры на стене висела карта с флажками, как у маршала Жукова (флажки фиксировали гастрольные точки). Прекрасно, что возвращается система гастролей. В июне Александринский театр играл “Ксению. Историю любви” в архитектурном пространстве Вологодского Кремля. Это был уникальный опыт, фактически получился новый спектакль”.
Идея гастролей – окультуривание регионов, приобщение публики к непривычному языку искусства. Сегодня наблюдается тотальное разрушение человеческой личности, вот почему так важен этот проект с его просветительской составляющей. Александринский театр побывал в Пскове, где были показаны два спектакля и организованы встречи, дискуссии, мастер-классы.
Директор Вахтанговского театра Кирилл Крок рассказал о гастролях в Улан-Удэ. Впервые в истории вахтанговцы оказались за Байкалом. Зрители, увидев афиши, не верили своим глазам. А когда поверили, билеты были сметены за два месяца до гастролей. Очень принципиальный момент: цены не превышали региональные. Попасть на “Евгения Онегина” можно было за 500 рублей. Вахтанговцы играли 13 спектаклей на двух сценах. Все были счастливы. Зрители кричали: “Мы вас любим! Приезжайте еще!”. Актеры побывали на Байкале, получили незабываемые впечатления.
Актриса Театра имени Вл. Маяковского Светлана Немоляева назвала себя человеком, привыкшим к гастролям. Однако давние гастроли были связаны с крупными городами Урала и Сибири. Этим летом артистам предстоял нелегкий путь в Хакасию и Тыву. “Дорога пугала, хотя распирало любопытство, – признавалась актриса. – Тыва произвела сногсшибательное впечатление. Мы попали в другой, неведомый мир. Жили в юртах, на Енисее. К нам приезжали шаманы.
Мы боялись за “Канта”. Это все же элитарный спектакль. Но все сомнения рассеялись. Публика воспринимала “Канта” так же, как в Москве”. Директор Маяковки Леонид Ошарин подтвердил слова Светланы Владимировны. “Дорога была долгой, с пересадками, но гастроли в Абакане и Кызыле мы считаем победой. Успех имели не только кассовые, но и те спектакли, которые требуют понимания, предлагают необычный театральный язык. Все они прошли на ура”.
Руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Евгения Шерменева поблагодарила театры, принявшие участие в первом проекте и оценила его как позитивный опыт. Она отметила, что акция стала проверкой регионов на их организационные возможности.
Помимо спектаклей большой интерес вызвали мастер-классы с профессионалами на местах, встречи с актерами, лекции и семинары по менеджменту, театральной критике и т.д.
Резонансными оказались программы работы с театральными педагогами. Важно, что ряд театров (Малый, РАМТ, “Et Cetera”) показал полноценные детские спектакли. В тех регионах, где нет площадок, показал свои программы Театральный музей имени А.А.Бахрушина (он побывал в Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа). Еще одну выставку и спектакль “Домашнего театра” бахрушинцы привезли в Южно-Сахалинск, где выступили в Сахалинском театральном центре имени А.П.Чехова.
Следующий проект связан не только с крупными центрами, но и с малыми, закрытыми городами.
После гастролей в некоторых регионах, как, например, в Тыве, подписаны соглашения о дальнейшем сотрудничестве. Важной частью будущей программы должны стать гастроли музыкальных театров. Так, например, готовятся гастроли Новосибирского театра оперы и балета во Владивостоке.
14 октября в Синем зале СТД РФ состоялась рабочая встреча, посвященная итогам “Больших гастролей”. Она собрала директоров московских и региональных театров, председателей региональных отделений СТД, сотрудников “Федерального центра поддержки гастрольной деятельности”. Основной темой стало взаимодействие регионов и столичных театров.

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ
«Экран и сцена»
№ 19 за 2014 год.

Print Friendly, PDF & Email