Семейные вопросы

Сцена из спектакля. “Мой папа – птиц”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ
Сцена из спектакля. “Мой папа – птиц”. Фото И.АФАНАСЬЕВОЙ

По известным причинам в программу фестиваля “Артмиграция – детям” 2021 года вошли спектакли, отобранные экспертным советом еще весной 2020-го. Принципы формирования афиши такие же, как у взрослой “Артмиграции” – в нее входят спектакли, поставленные молодыми режиссерами в городах России. Также после показов проходят обсуждения, только говорят не критики, а зрители, вступая в диалог с режиссерами и исполнителями. На одной из встреч был задан вопрос, стоит ли говорить на сложные темы с детьми, – удивительно, но этот вопрос все еще возникает. Театр внутри себя давно на него ответил, родители же продолжают сомневаться, легче принимая непростую форму постановки, чем проблемное высказывание. В том числе и по этой причине создатели смотра “Артмиграция – детям” – Союз театральных деятелей России – стали подчеркивать, что ориентированы не просто на детскую, а на семейную аудиторию.

Говорить сегодня в театре о делах семейных чрезвычайно сложно, тем более в театре для детей. Нет смысла ни сливаться с патриотическими лозунгами о традициях, ни соревноваться с популярными образцами зарубежной коммерческой анимации, в которой родственники – зачастую единственные люди, которые помогут в трудной ситуации.

Молодые режиссеры – участники фестиваля – не занимаются перечислением семейных ценностей, а предлагают взглянуть на возможности семьи. Она может быть маленькой, как у старика со старухой в спектакле по сказке Пушкина, поставленном Людмилой Федоровой в Тверском театре кукол. И тогда пожилая пара, чтобы не страдать от одиночества, заводит себе своенравных барана и кота. Семья может в сложные моменты превращаться в команду, даже dream team, как в спектакле “Мой папа – птиц”, выпущенном Викторией Печерниковой в Озерском театре “Наш дом”. Она может существовать формально и мучить этой формальностью, так выстраивает отношения персонажей Юлия Каландаришвили, работая над постановкой пьесы Марты Райцес “Я – кулак. Я – А-Н-Н-А” в Красноярском театре кукол.

История в семье способна из рядового случая вырасти до мифического обобщения, как в двух спектаклях, приехавших в Москву из Улан-Удэ. “Верблюжонок” Бурятского театра драмы имени Хоца Намсараева основан на родном эпосе, “Кукушка” театра кукол “Ульгэр” – на ненецком. В драматическом спектакле Сойжин Жамбаловой главный герой ищет маму и находит перед самой ее смертью. В “Кукушке” Анны Коонен дети, увлекшись игрой, теряют маму, превратившуюся в птицу. К трагическим событиям приводят простые бытовые причины. За поэтической красотой эпоса и визуальным стилем постановок открывается не герой, а нормальный человек, каким бы животным или птицей он ни был зашифрован.

Режиссер Алмаз Садриев в спектакле “Терра” Альметьевского драматического театра также соединяет бытовое с масштабным, известное с новым. В бэби-спектакле местом действия логично становится песочница, которая, попадая на территорию театра, делится своими артефактами из всемирной истории, позволяя актерам и зрителям вместе поиграть в археологические раскопки.

Молодые режиссеры часто меняют количественный состав персонажей в выбранном материале. В спектакле “Мой папа – птиц” на помощь главной героине книги Дэвида Алмонда Лиззи приходят четыре вымышленные ипостаси, вездесущие комментаторы и выдумщицы. Внутренний голос Анны в красноярском спектакле делится на шестерых исполнителей – актрис и актеров. Байопик “Фрида” (спектакль БТК в постановке Надежды Мошкиной), напротив, потребовал сосредоточения всех персонажей в заглавной героине, Наталья Сизова играет ее мощной натурой, готовой лишь приоткрыться при первом знакомстве, – неслучайно спектакль ориентирован на зрителей с 9 лет.

Фестиваль “Артмиграция – детям”, проходя в третий раз, помимо прочего демонстрирует профессиональную преемственность поколений. Она – в серьезном отношении к театру для детей, к сознательному выбору этого направления, к исследованию его возможностей и преимуществ перед “обычными”, “взрослыми” спектаклями.

Алексей ГОНЧАРЕНКО

«Экран и сцена»
№ 22 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email