Не время умирать

Майкл Кейн в фильме “Бестселлер”
Майкл Кейн в фильме “Бестселлер”

Издательский дом, доставшийся Люси Стенбридж (Обри Плаза) от отца по наследству, на грани разорения, и она уже готова подписать бумаги о продаже. Но волей провидения на глаза девушке попадается давнишний контакт: Харрис Шоу (Майкл Кейн), автор лишь одного романа, правда, бестселлера, должен издательству книгу.

Однако писатель – тот еще “крепкий орешек”. Живущий на отшибе, в захламленном доме с верными друзьями – бутылкой и сигарой. Социопат-отшельник не жалует даже потенциальных собеседников: зазвонивший телефон сразу летит в окно. А если непрошенных гостей не отпугнет надпись на двери “Проваливайте”, тогда хозяин их встретит вместе с двустволкой.

Именно с этой точки стартуют взаимоотношения молодой книгоиздательницы и непредсказуемого экстравагантного автора, который все-таки соглашается отправиться в промо-тур своего нового романа. Переезды в авто из города в город, мотели, бары (места встреч с потенциальными читателями) добавляют к изначальному жанру драмы с элементами комедии еще и роуд-муви.

Вместо рекламы своей книги писатель-самодур шокирует аудиторию дикими выходками. И все турне почти на грани фола, но неожиданно дело обретает новый поворот. Эра Тик-Тока и Инстаграма вытесняет эпоху бумажных изданий, но порой возможно их плодотворное взаимодействие. Это один из акцентов картины.

Слаженный экранный дуэт дважды оскароносца Майкла Кейна (88 лет) и тридцатисемилетней Обри Плаза – главная удача фильма.

Поклонники Кейна насладятся фееричной, отвязной игрой ярчайшего представителя старой актерской школы. И это вовсе не значит, что Обри Плаза пребывает в тени своего экранного партнера. В ходе киноповествования глубинные изменения претерпевают, как и каждый из героев по-отдельности, так и их взаимоотношения: от ненависти и раздражения к принятию и заботе.

Арка персонажей получилась довольно убедительной, что вызывает эмпатию и интерес зрителя.

“Бестселлер” (Канада, Великобритания) – режиссерский дебют в полном метре актрисы Лины Росслер, который она посвятила своему отцу. Конфликт поколений или даже эпох (возрастная разница героев целых полстолетия) органично вплетен в полотно картины. Отрадно, что авторы в последней части ленты смещают вектор повествования от финансового успеха в сторону истинно человеческих ценностей, придавая слаженно рассказанной истории новые грани.

Автор этих строк принадлежит к тем “белым воронам”, кто не прочел ни одной электронной книги, и у кого в сумочке почти всегда есть книжка. Парадоксально, но именно сейчас – роман “Тайная жизнь писателей”. Как рождаются книги, всегда ли писательство требует затворничества, какие тайны скрывают писатели и вообще, что это за люди? Возможно, “Бестселлер” приоткроет завесу…

Кому ближе экшн, могут отведать новый фильм бондианы “Не время умирать”. Бонд по-прежнему Крейг, да и девушка не сменилась – Леа Сейду (пресновата, если вспомнить предшественниц). Здесь есть на кого посмотреть: Рами Малек, Рэйф Файнс, Бен Уишоу, Наоми Харрис, Кристоф Вальц (его немного, к сожалению). Все же, никто, на мой взгляд, особо не блеснул.

Порадовали неплохие шутки в достаточном количестве. Наибольшее удовольствие глазу доставили локации: Гавана, Шотландское высокогорье, Норвегия. Бодрит автомобильно-мотоциклетная гонка по извилистым улочкам старинного итальянского городка.

Послевкусие от просмотра осталось немного неприятное. Тема ядов, химического оружия, с одной стороны, на злобу дня, а с другой – словно наступили на нашу общую больную мозоль. Может, настало время проститься с франшизой…

Вероника САРКИСОВА

«Экран и сцена»
№ 19 за 2021 год.