«Кинотавр». При любой погоде

Кадр из фильма “Медея”
Кадр из фильма “Медея”

18-25 сентября. Сочи. 32-й Открытый Российский кинофестиваль “Кинотавр”.

Если кто-то скажет, что главное, ради чего в нынешнем сезоне едут в Сочи, это море, – слукавят. В связи с разнообразными климатическими недоразумениями, море стало не самым привлекательным объектом. А вот сочинский “Кинотавр” притягателен при любых условиях. Его не пугают ни грозы, ни проливные дожди, ни магнитные бури, ни даже проблемы в киноиндустрии. В прошлом году “Кинотавр” тоже очень ждали, но коронавирус вмешался в фестивальное расписание, однако киносмотр не отменили, а перенесли с июня на сентябрь. В этом году снова выбрали сентябрь.

О выходе из сложившейся в киноиндустрии ситуации профессиональным мнением поделился президент “Кинотавра”, продюсер Александр Роднянский: “В прошлом, кризисном для киноиндустрии году было высказано немало мрачных прогнозов. Кинопрокату сулили быстрое забвение публики, фестивалям – строгий онлайн-режим, а самому кино – быть съеденным готовыми все перемолоть в муку для малого экрана стриминговыми сервисами.

Локдаун фактически остановил нормальное течение жизни на планете.

Прогнозы – дело неблагодарное, однако есть очевидные вещи. Кинопрокат будет вынужден менять свою структуру и принципы работы. Но никуда не исчезнет с больших экранов аттракционное кино, созданное для кинотеатров, а это высокобюджетные блокбастеры, производством которых сегодня могут заниматься только голливудские студии, не уйдут из кинотеатров и восстановленные копии вечных шедевров, имеющих своего зрителя, а также событийное авторское кино, которое всегда находит свою аудиторию. И подчас немалую.

Фестивали будут по-прежнему сочетать красавиц на красных дорожках с открытием новых имен, новых тем и нового языка кино.

Сегодня стриминговые платформы стали главными бенефициарами ситуации, сложившейся в мире на время борьбы с коронавирусом. Их аудитория растет, потому что нет альтернативы. Но у них есть и серьезная проблема – необходимость постоянно выдавать все новый и новый контент, требуемый потребителями. Контент – это главный нерв конкуренции.

Кстати, многие уверены, что фильм, показанный на “Кинотавре”, имеет большие шансы попасть потом и на платформы. Почему бы и нет? Фестиваль раскручивает его, делает узнаваемым и привлекает внимание тех, кто ищет контент”.

Надо отметить, что в этом году международные кинофестивали буквально расхватали отечественные картины в свои конкурсные программы. Берлин, Канн, Локарно, Карловы Вары, Венеция, Сан-Себастьян… Такого, пожалуй, не было никогда. Порадуемся и пойдем дальше завоевывать мировые экраны, не забывая про своего зрителя.

Ну, что вам сказать про нынешний “Кинотавр”… Все очень даже неплохо. Было прислано 104 заявки. В основной конкурс отобрали пятнадцать фильмов. Шесть из них – дебюты.

Отдельной строкой – дебют Романа Васьянова “Общага” (по роману Алексея Иванова “Общага-на-Крови”). Отдельной строкой – потому что это режиссерский дебют оператора (а в режиссеры из операторов у нас переходят довольно редко – можно вспомнить классиков, Сергея Урусевского и Петра Тодоровского). Роман Васьянов – из лучших наших операторов. Один из немногих, работавших в Голливуде. С Валерием Тодоровским он снял “Тиски”, “Стиляг“, “Одессу”.

В “Одессе” Роман Васьянов сложил изобразительную мозаику, и с экрана зазвучала мелодия детства Валерия Тодоровского – горькая и сладостная, пронзительная, наполненная любовью. Мелодия плыла в раннем утре, прямоугольнике света на полу, в легком ветерке, залетающем в комнату, в воздухе, наполненном запахами утра. И жизнь текла своим чередом – с заботами, порой неразрешимыми проблемами, разговорами, детскими и недетскими влюбленностями, восходом солнца над морем.

В “Общаге” снимались Ирина Старшенбаум, Геннадий Вырыпаев, Никита Ефремов, Время действия – 1984 год. Место действия – город Свердловск.

Еще в игровом конкурсе – “День мертвых”, кинодебют театрального режиссера, руководителя “Современника” Виктора Рыжакова; “Герда” Натальи Кудряшовой, которая привезла из Локарно приз молодежного жюри; “Дунай” Любови Мульменко; “Ничья” Лены Ланских; “Молоко птицы” Евгения Марьяна; “На близком расстоянии” Григория Добрыгина; “Владивосток” Антона Борматова; “Подельники” документалиста Евгения Григорьева; “Нуучча” Владимира Мункуева; “Оторви и выбрось” Кирилла Соколова; “Портрет” Сергея Осипьяна; “Капитан Волкогонов бежал” Наташи Меркуловой и Алексея Чупова (фильм вошел в конкурс Венецианского кинофестиваля); “Медея” Александра Зельдовича (приз молодежного жюри МКФ в Локарно) с Тинатин Далакишвили и Евгением Цыгановым; “Море волнуется раз” Николая Хомерики, где снимались Андрей Смоляков, Юлия Ауг, Ольга Бодрова (дочь Сергея Бодрова-мл.).

Плюс 26 картин в конкурсе “Кинотавр. Короткий метр” среди них режиссерские работы актеров Александра Петрова (“Ангел”) и Евгения Цыганова (“Мятежный”).

Плюс специальные показы “Купе № 6” Юхо Куосманена и “Мама, я дома” Владимира Битокова.

Плюс сериальные новинки следующего сезона – показ по одной серии. Здесь любопытно будет взглянуть на “Товарища майора” Бориса Хлебникова, “Самку богомола” Нурбека Эгена, “Последнего министра 2” Романа Волобуева. Плюс кино на площади у Зимнего театра, хиты сезона.

Плюс деловая программа – питчинг сериальных проектов, мастер-классы.

В жюри основного конкурса – актриса Чулпан Хаматова (председатель), продюсер Петр Ануров, режиссер Петр Буслов, сценарист Олег Маловичко, киновед, директор Международного фестиваля “Кинопроба” в Екатеринбурге Лилия Немченко, оператор Юрий Никогосов, актер Петр Федоров.

В жюри конкурса “Кинотавр. Короткий метр” – актриса Ингеборга Дапкунайте (председатель), актер Юрий Борисов, продюсер Наталья Дрозд, сценарист Андрей Золотарев, кинокритик Егор Москвитин.

На открытии 32-го “Кинотавра” покажут документальную картину Петра Шепотинника “Нас других не будет”, сложенную из встреч, разговоров, бесед с Сергеем Бодровым-мл., Алексеем Балабановым, их коллег.

На закрытии – фильм “Разжимая кулаки” Киры Коваленко, получивший главную награду программы “Особый взгляд” Каннского кинофестиваля-2021.

Почетный приз “За уникальное продюсерское чутье и поддержку российских талантов” – Сергею Михайловичу Сельянову, основателю и руководителю кинокомпании СТВ, Среди его режиссерских работ – “День ангела”, “Время печали еще не пришло”. Среди продюсерских – “Брат”, “Блокпост”, “Кукушка”, “Война”, “Меченосец”, “Про уродов и людей”, “Мне не больно”, “Кококо”, “Я тоже хочу”, анимационные и документальные проекты. В общем, в кинематографе Сергей Михайлович – наше все.

Алена ДМИТРИЕВА

«Экран и сцена»
№ 17 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email