Владимир СПЕШКОВ: «Четвертая муза»

Эскиз спектакля “Столыпин”. Фото предоставлено театром
Эскиз спектакля “Столыпин”. Фото предоставлено театром

Буинск – малый город Татарстана с населением около двадцати тысяч жителей. Там есть профессиональный театр, ведущий свое начало от народного театра, который возник вскоре после Февральской революции 1917 года. “ЭС” не раз писала о “Буинской Талии” – фестивале-лаборатории, в августе ее провели в пятый раз. Рассказать о событии согласился наш постоянный автор Владимир Спешков.

Лабораторию назвали в честь четвертой музы – Талии (музы Комедии). Не секрет, что именно комедия – самый трудный жанр на отечественной сцене. Редко получается, чтобы увиденное на сцене было смешным и вместе с тем не ступало на территорию дурного вкуса, становилось искусством. Организаторы лаборатории: лидер Буинского театра – историк, философ, замечательный артист Раиль Садриев и известные театральные критики – кураторы, эксперты многих проектов и фестивалей – Нияз Игламов и Александр Вислов. Задача “Буинской Талии” – заниматься апробацией драматургии в самых разных формах: от развлекательной комедии, водевиля до сочинений сатирических, абсурдистских.

В этом году было показано три эскиза. Первый – вполне традиционный вариант комедии на татарской сцене, пьеса казанского драматурга Салавата Юзеева “Безумный никах, или Похищение жениха” (никах – обряд бракосочетания). В основе – уморительная неразбериха ситуаций. Артисты с удовольствием купаются в этом материале. Эскиз делал режиссер Владимир Кузнецов из Владимира. Он сумел сочинить смешное, лихое, многолюдное зрелище с песнями и плясками.

Два других эскиза оказались скромнее по масштабам. Режиссер Булат Минкин должен был работать стремительно, потому что в срочном порядке заменил режиссера из Якутии (из-за пожаров были отменены все рейсы, и тот так и не смог прилететь). Минкин ставит фрагменты “Лисистраты” Аристофана как историю современных мужчин и женщин. Главная тема эскиза – отнюдь не комедийное противостояние мужской войны и женского мира. Куда-то исчезли эротические мотивы, важные в “Лисистрате”. Ведущая актриса театра Гульзада Камартдинова, кажется, создана для роли главной героини. Третий режиссер-участник лаборатории Тимур Галеев поставил эскиз по повести Виктора Пелевина “Столыпин”. Название не имеет отношения к историческому персонажу. Так именовали вагоны, в которых везли заключенных. Как всегда у Пелевина, фантасмагория смешана с социальной сатирой. В этом эскизе Раиль Садриев прекрасно сыграл небольшую роль вора в законе. Все пространство буквально вибрировало от его актерской энергии. Однако сама повесть не кажется мне удачей писателя. Эскиз получился несколько умозрительным. Но в целом лаборатория вышла интересной, продемонстрировала разные направления, разные подходы и возможности в развитии жанра комедии.

Всякий раз театр (и это важно) показывает спектакли, поставленные недавно и год назад. Отмечу три работы Тимура Кулова, молодого режиссера, живущего в Набережных Челнах, много ставящего в разных театрах (сейчас он репетирует “Мелкого беса” в Челябинском Камерном). Тимур склонен к метафорическому языку, на обсуждении критики вспоминали спектакли Някрошюса, Додина. Речь, разумеется, не о заимствовании, а о влиянии. Кулов серьезно размышляет об исторической памяти. Два его спектакля посвящены этой теме. “Жребий” создан на документальном материале – рассказах женщин из татарских деревень, воспоминаниях о жизни их матерей и бабушек. Из монологов складывается полный драматизма рассказ о судьбе татарской женщины в ХХ веке. Актрисы в национальных костюмах играют немолодых героинь, собравшихся помянуть ушедшую подругу-ровесницу. Сперва, слушая их, думаешь: как они могут помнить столь давние события. Но постепенно осознаешь, они не провожать пришли подругу, они пришли ее встречать. Они давно уже там, в мире ином. Спектакль очень подлинный, сердечный. “Жребий” примет участие в фестивале “Федерация” в Грозном.

Другой спектакль о прошлом – “Фатыйма” по пьесе Мирсая Амира, написанной в 1944 году. Главную героиню, которая ждет любимого с войны, драматург писал с реальной колхозницы, жившей в селе неподалеку от Буинска. Кажется невероятным, но когда-то прототип главной героини сыграла саму себя в спектакле, поставленном давным-давно в народном театре. Тимур Кулов во многом переработал пьесу. Спектакль получился глубоким, эмоциональным, с отличным актерским ансамблем, в котором лидирует Гульзада Камартдинова. “У каждого народа свои “Братья и сестры””, – говорили критики на обсуждении.

О “Барыне”, спектакле по “Муму” Тургенева, “ЭС” писала около года назад. В его основе не только хрестоматийный рассказ, но и подлинные письма матери Ивана Сергеевича к сыну. 17 сентября “Барыню” можно будет увидеть на московском фестивале “Артмиграция”.

Публика, собравшаяся на “Буинской Талии”, в основном профессиональная – руководители театров Татарстана, директора, режиссеры, завлиты, театральные деятели из разных стран. Из Грузии приехал артист Вано Янтбелидзе (в молодые годы он сыграл в знаменитом фильме “В бой идут одни старики”). Он тоже участвовал в обсуждениях. И когда такой артист и режиссер с большим опытом анализирует спектакли, это становится мастер-классом. И Лаборатория, и обсуждения чрезвычайно важны для внутреннего развития театра.

Раиль Садриев – настоящий гений места. Его кипучая деятельность распространяется не только на Буинск, но и на соседние Тетюши, Апастово с их музеями, где со временем осуществится проект “Культурное пространство усадьбы. От двора до салона”. Возможно, уже на VI “Буинской Талии”.

Записала Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 17 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email