Малая вселенная

Сцена из спектакля «Горка». Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля «Горка». Фото предоставлено фестивалем

Театр Наций под руководством Евгения Миронова (при поддержке Министерства культуры РФ) провел XVIII Фестиваль театров малых городов России – в Татарстане, в Набережных Челнах. Начиная с 2010 года, этот театральный форум стал ежегодным, а его формат существенно изменился. Сегодня – это особое пространство на территории российской сцены, включающее актерские тренинги, обширную образовательную программу, мастер-классы и лекции для представителей всех театральных специальностей, кинопоказы и клубное общение… Словом, целый мир, сосредоточенный на театре, с его возможностями, традициями и поисками новых форм, взлетами и падениями, радостью находок и опытом заблуждений. Но главная особенность ФТМГР: все его участники приезжают на весь срок, оставаясь на нем «от звонка до звонка».

В центре этой малой театральной вселенной, конечно же, – показы спектаклей и их обсуждения по гамбургскому счету. Периферийная сцена живет динамичной насыщенной жизнью. Молодые режиссеры с их интересом к современной драматургии, острым слухом на наболевшее, желанием высказаться, готовностью пробовать и ошибаться охотно едут в провинцию.

На XVIII фестивале были представлены 16 городов, некоторые из них – Великие Луки, Лодейное Поле, Таганрог, Черемхово – впервые. Открыл конкурсную программу спектакль Прокопьевского театра имени Ленинского комсомола «Золото», основанный на реальных событиях, об экологической катастрофе в небольшом башкирском городке Сибай. Правдоискательский посыл пьесы Екатерины Тимофеевой поддержал и усилил режиссер Никита Золин. Спектакль, где в центре оказывается обычная (и в то же время эксцентричная) семья – бабушка, мать, внук в исполнении прекрасного актерского трио – Любовь Хмельницкая, Светлана Попова, Дмитрий Савенков; последний удостоен за роль Мишки одного из главных фестивальных призов «Надежда», – смелое и проникнутое горечью высказывание о незащищенности простого человека. О болезненных проблемах молодая режиссура говорит жестко, театрально-ярко и с юмором. Гран-при в номинации «лучший спектакль малой формы» удостоилась «Горка» по пьесе Алексея Житковского Каменск-Уральского театра «Драма номер три». Режиссер Алексей Логачев перенес действие в гардероб, артисты расположились за барьером, зрители вдоль него – в вестибюле. Разыгрывается маленькая драма, сосредоточенная на постройке горки в детском саду, обнажившей непростые взаимоотношения между родителями, воспитателями и их подопечными. Все происходящее усугубляется наличием в одной из групп мальчика из семьи мигрантов, почти не говорящего по-русски – пронзительная работа Татьяны Ишматовой. В смешной и грустной «Горке», выросшей из лабораторного эскиза, много актерских удач. В программу вошло несколько спектаклей, зародившихся в рамках Лабораторий по современной драматургии Театра Наций. Иногда доработки вредят созданному в спринтерском режиме эскизу, но в спектаклях «Как Зоя гусей кормила» Светланы Баженовой (режиссер Сергей Чехов) Таганрогского камерного театра и «Любовь людей» Дмитрия Богославского (в постановке Владимира Золотаря) Черемховского театра имени В.Гуркина актеры, обретя уверенное спокойствие, не утратили эмоционального градуса экспериментального показа.

Гран-при в номинации «лучший спектакль большой формы» получил спектакль Альметьевского татарского театра драмы «Королевство кривых», созданный режиссером Антоном Федоровым по пьесе, написанной им в соавторстве с Арсением Фарятьевым. Спектакль, выдвигавшийся на «Золотую Маску», – сказка-сновидение о жизни в зазеркалье, где опрокинуты представления о добре и зле, предательство и трусость – норма, а честность и порядочность – опасное исключение. И хотя этот аллегорический сюжет, резонирующий кафкианскими мотивами, в первую очередь ассоциируется со сталинской эпохой, он снайперски точно попадает в день сегодняшний с его кривыми зеркалами и нравственными искажениями.

В номинациях «лучшая мужская и женская роль» торжествовала классика. Среди актеров победил Евгений Гладких, сыгравший двух чеховских героев – Соленого и Андрея Прозорова в стильных и художественно аскетичных «Трех сестрах» Дениса Хусниярова, главного режиссера русского драматического театра Набережных Челнов «Мастеровые». А лучшей исполнительницей женской роли названа Алина Бичай, тонко и одновременно страстно сыгравшая Катерину в «Грозе» Великолукского драматического театра, последней постановке безвременно ушедшего из жизни Ильи Ротенберга.

К главным фестивальным наградам добавились спецпризы: Министерства культуры Республики Татарстан – спектаклю Нижнетагильского театра драмы имени Д.Н.Мамина-Сибиряка за спектакль «Головлевы. Маменька» – постановка Даниила Безносова по мотивам «Господ Головлевых» М.Е.Салтыкова-Щедрина в интерпретации Ярославы Пулинович; мэра Набережных Челнов – спектаклям «Золото», «Любовь людей», «Я нанял убийцу» по сценариям Аки Каурисмяки Шарыповского драмтеатра в постановке Галины Зальцман.

В свою очередь Ассоциация театральных критиков присудила свой приз изысканному в своей стилистической завершенности спектаклю Дениса Бокурадзе по пьесе Сиркку Пелтола «В сапоге у бабки играл фокстрот» (Новокуйбышевский театр «Грань»).

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2021 год.

Print Friendly, PDF & Email