Уральский излом

Сцена из спектакля “Н.Ж.В.Д.”. Фото П.НЕВОЛИНА
Сцена из спектакля “Н.Ж.В.Д.”. Фото П.НЕВОЛИНА

Театр “Вымысел” живет в малом зале кинотеатра “Искра” (в другом зале показывают кино) в самом центре Верхнего Уфалея, старинного города с очень богатой историей. Само место – между Екатеринбургом и Челябинском, на восточном склоне Среднего Урала, почти 400 метров над уровнем моря, в глубине сосновых лесов, березняков и озер. Город был заложен в XVIII веке при чугуноплавильном заводе – его рабочие в 1774 году участвовали в пугачевском восстании. На въезде в Верхний Уфалей стоит огромная черная гора – это шлак от других предприятий, памятник заводу. Здесь много всего было построено, в том числе первый советский никелевый комбинат (с 2017 остановлен – что хорошо для экологии, но плохо в плане рабочих мест); вся жизнь города связана с производством.

Театр в Верхнем Уфалее появился в 1995 году благодаря усилиям конкретных людей – Марины Шмидт и Виталия Богверадзе, решивших создать театральную студию. То есть это совершенно уникальное, специально высаженное растение, которым дорожат и 11 человек актеров, и скромный штат техников и администрации, и публика. “Центром искусства”, состоящим из кино- и театрального залов и внутренних помещений, с гримерками, столяркой и костюмерной, руководит директор Наталья Сахарова, отвечающая за жизнь коллектива в маленьком городе. С осени 2020 главным режиссером “Вымысла” стал Тимур Салихов, ученик Зиновия Корогодского и большой почитатель современной драматургии. Спектакли играют по выходным – в городе живет около 26 тысяч человек, так что за сезон активная часть публики отсматривает все новинки.

Люди здесь живут непросто, в театре же интересно.

Два спектакля по новым пьесам поставил сам Тимур Салихов – это историческая фантасмагория Валерия Шергина “Н.Ж.В.Д.” про участников гражданской войны, по волшебству переместившихся из начала ХХ века в наше настоящее, и “Первый хлеб” Рината Ташимова – горькая и очень личная история семьи, попавшей в разлом времени и не выбравшейся оттуда. Война синхроном звучит в обеих вещах: у Шергина как веселая и страшная игра для вечных мальчиков, у Ташимова как мясо-рубка для тех, кто сбежал из родного семейного ада.

“Н.Ж.В.Д.” оформил Егор Пшеничный – открыв глубину сцены и показав ее функциональную красоту и фактуру, художник обошелся несколькими объектами и предметами (вроде казенной кровати, на которой лежит отвязный белогвардейский Хан – Александр Баканов, или деревянного пулемета, из которого палят по врагам), чтобы создать игровую и символически напоминающую о событиях 1919 года среду. В “Первом хлебе” художник Павла Петрушова, наоборот, закрыла большую часть сцены металлическим забором и оставила актерам окошко и дверцу для игры – скадрированное пространство спектакля заставляет следить за конкретной сценой трагикомической истории про веселую, сумасшедшую бабушку Нурию (отличная работа Ольги Шолоховой) и ее грустного внука Даню (Александр Баканов здесь предстает совсем в другой ипостаси, чем в роли Хана – современный парень в майке и спортивных штанах).

Обе работы – рискованный и свободный выбор режиссера и поверивших в него людей, которые рассказывают странные истории из прошлого и настоящего, сшивая времена и оставляя зрителя наедине с довольно сложными вопросами. Что такое гражданская война и кто в ней прав? Можно ли убить своего товарища, если он на стороне врага? Как жить в многонациональном городе? Как забыть обиду, нанесенную тебе соседом в приступе национализма? Как смириться со смертью близкого? Кто ты такой и что за время за окнами? Обе пьесы, написанные, кстати, учениками Николая Коляды, остро и честно задают эти и другие вопросы.

Третью современную пьесу показали в рамках проекта “Читки в подвале” в бывшей бойлерной, стены которой покрасили черным и превратили в местный Театр.doc, – это была “Грязнуля” Константина Стешика, сыгранная Алексеем Шолоховым с аккомпанирующим ему Тимуром Салиховым. Монолог сходящего с ума парня, чья личность раздваивается на наших глазах, запущен на высокой скорости и исполнен почти романтически: возможно, причиной тому стал рефреном звучащий кавер Алины Орловой на песню Шевчука “Летели облака”. В пьесе Стешика все кончается поездкой героя к матери, только что потерявшей дочь (а он – сестру), и в этом финальном шаге столько же меланхолии, сколько и в “Летели облака”, с их любовью к родине и сентиментальностью в отношении детства.

Все эти вещи пропущены через себя – отсюда чувство реальности происходящего, пусть отстоящего от нас лет на сто или современного нам.

В труппе “Вымысла” все играют всех, переодеваясь в мужское, если не хватает мужчин (как в “Н.Ж.В.Д.”), появляясь в нескольких ролях внутри одного спектакля. Наблюдать за трансформациями одного и того же актера или актрисы – любопытное занятие. Вера Иванова, темпераментная красавица Мирандолина из “Трактирщицы” Сергея Дроздова, исполняла сразу трех мужчин в “Н.Ж.В.Д.” и мать Дани из “Первого хлеба”. Александр Баканов побывал вертлявым трусливым маркизом в “Трактирщице”, распоясавшимся Ханом из “Н.Ж.В.Д.” и очень юным, рефлексирующим Даней в “Первом хлебе”. Ольга Шолохова – светлая бабушка Нурия у Ташимова переоделась в нескладную Ортензию из “Трактирщицы”, которая вместе с очень смешной напарницей Деянирой – Инной Седовой водит за нос почтенного Графа (Андрей Тихонов – еще и замечательно объемный Ефим Шорох из “Н.Ж.В.Д.”, и надутый от важности Синсибай в “Хлебе”). Николай Вебер от лица слуги просцениума веселил публику в “Трактирщице”, играл выпавшего из системы Закарию в “Хлебе” и открытого, честного Семена в “Н.Ж.В.Д.”. В уфалейском “Вымысле” нет ни одного артиста, похожего на другого, ансамбль складывается каждый раз, послушный ритму пьесы и стилю режиссера. Но сама по себе человеческая индивидуальность сохраняется – даже внутри масочной яркой игры, затеянной в “Трактирщице” Гольдони, старинной пьесе про веселую феминистку.

Верхнеуфалейский театр – уникальная вещь в особенном месте. Таких мест много на Урале, много вообще в нашей стране, но каждый раз, встречаясь с подобной верой в свое дело, поражаешься ее стойкости.

Кристина МАТВИЕНКО

«Экран и сцена»
№ 2 за 2021 год.