Необыкновенное чудо

Константину Райкину – 70

Как мысли черные к тебе придут, мы бы посоветовали послушать «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» в чтении Константина Аркадьевича Райкина. Вскоре после начала эпидемии театр «Сатирикон» выложил в сеть эту запись – быть может, самое действенное, поднимающее настроение и тонус лекарство от тоски и тревоги.

Наверное, наиболее точное слово, которым можно определить манеру его исполнения, – азарт. Как будто Райкин заключил со зрителем пари: вы думаете, что знаете этот пушкинский текст? Сейчас я вам докажу, что нет.

Артист словно взвешивает на невидимых весах и проверяет каждое слово, каждый поворот событий, находя новые смыслы, неподражаемый юмор в самых неожиданных местах.

Изнывающие от скуки сестрицы «пря-я-я-ли поздно вечерком», почти засыпая на каждом слове. И лишь одна из трех о своем желании говорит, смеясь, как о несбыточном, подтрунивая над глобальными мечтами недалеких девиц – приготовить пир, наткать полотна на весь крещеный мир.

Персонажи сказки оживают в исполнении артиста с помощью мимики, постоянно меняющегося выражения глаз, так что ты видишь воочию и говорящего героя, и, одновременно, отношение к этому герою рассказчика.

Страстный, забавный, наивный, не любящий долго рассуждать Салтан, жуткая в своей ненависти и зависти с-с-сватья баба Бабариха, трогательная и нежная молодая царица, счастливая своим материнством, пьяный, лыка не вяжущий Гонец, оглашающий поддельный вердикт Салтана: «И царицу и приплод тайно бросить в бездну вот… вод», корабельщики, всякий раз задумывающиеся, как произнести фразу «за морем житье не худо», солдафон-дядька Черномор, призванный охранять остров Буян…

Меняя маски, Константин Райкин ни на секунду не отклоняется от самого главного героя – Пушкина. Так что в какой-то момент ты чувствуешь себя на спиритическом сеансе, вспоминая, как рождался этот шедевр. Сказка начата совсем молодым поэтом еще в Кишиневе, работа продолжена в Михайловском и закончена летом 1831 года, вскоре после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой. Невольно думаешь о том, что чудесный финал – венчание Гвидона и Царевны-Лебедь навеян этим событием жизни самого Пушкина.

Недаром в то время, когда начинался проект Райкина, только ленивый не повторял пушкинские строки из письма Плетневу: «Хандра хуже холеры».

Найти в себе силы справиться с депрессией в самоизоляции требует мужества, и, разумеется, таланта.

Конечно же, талант Константина Райкина-чтеца (хотя это определение кажется неточным и недостаточным) – уникален. В сказке Пушкина многократно говорится о чуде. Чудом можно смело считать 8 июля 1950 года – день рождения Константина Аркадьевича, обладающего еще множеством разнообразных талантов. Наши самые горячие поздравления юбиляру. С нетерпением ждем новых сказок, спектаклей, проектов. Многая лета.

Редакция «ЭС»

«Экран и сцена»
8 июля 2020 года.