Нужны новые формы

В конце мая в интернет-формате прошла вторая практическая конференция независимых театральных проектов Москвы “Современный независимый театр 2020”.

Организаторы подчеркивают, что индустрия подобных театральных проектов является новой для России, и сейчас идет процесс ее активного формирования. “Театр Живого Действия” и “Студия. Project” во второй раз организовали пространство для встречи представителей независимых театров и обсуждения актуальных вопросов.

Уже сам формат конференции стал одним из вариантов развития театрального искусства в будущем. Вынужденный уход театров в сеть породил ряд вопросов и размышлений о том, как творческие проекты могут существовать не только в условиях изоляции, но, в принципе, без непосредственного физического присутствия зрителей. А для независимых театров ситуация осложняется еще и тем, что в обычное время большинство из них, если не брать в расчет участие в фестивалях, находятся в своеобразной изоляции от профессионального сообщества. Карантинные ограничения создали для многих ситуацию, в которой продолжение работы невозможно.

По словам организатора конференции, художественного руководителя и режиссера “Театра Живого Действия” Анастасии Киреевой, ее задачей было “собраться и рассказать, кто и как справляется с ситуацией. Для любого театра важно высовывать голову из своей раковины время от времени и смотреть, что происходит вокруг. Обучение новым вещам – залог выживания”.

Конечно, говорить о полном переходе театрального искусства в цифровое пространство рановато, если вообще возможно. Поэтому, среди прочего, на конференции обсуждались практические вопросы привлечения зрителей на офлайн мероприятия, поднимались актуальные для всех вопросы о продаже билетов. А также о том, как в нынешних условиях провести сбор средств на те или иные проекты.

Для режиссеров и актеров опытом репетиций онлайн и создания в виртуальном пространстве театральных лабораторий с участниками конференции делились режиссер Данил Чащин, режиссер и продюсер, перформер, инициатор Российского союза уличных театров и артистов Сергей Корсаков.

Закономерно, что в общем разговоре о взаимодействии театра и публики в изменившихся условиях важной стала тема отношений театральной критики с независимыми театрами. Ей были посвящены на конференции два круглых стола: “Как независимым театрам выстроить диалог с лидерами мнений: критиками, журналистами, блогерами” и “Взаимодействие независимого театра и театральной критики”.

Сейчас необходимость пересмотра привычных понятий, подхода к восприятию происходящего на сцене (особенно, когда самой сцены, в ее классическом понимании, может и не быть), настроить оптику и сформировать критерии оценочного подхода (или вовсе отойти от него) выглядит для театрального критика особенно важной. Художнику необходима обратная связь от критика, обладающего инструментом анализа и опытом. Как наладить ее сейчас, когда наряду с профессиональной критикой важную роль в формировании мнения о спектакле и привлечении публики играют блогеры – об этом и шла речь на круглых столах.

Практическая направленность конференции независимых театральных проектов, конечно, в первую очередь, касалась именно этого направления театрального искусства. Но участникам удалось затронуть общую для всех тему. Язык театра и искусства в целом становится иным, границы жанров быстро стираются, меняется восприятие зрителей, живущих в эру цифры и безграничных возможностей интернета. В условиях жестко и быстро трансформирующейся реальности каждый театр – академический и неформальный – вынужден искать новые формы взаимодействия с профессиональным и зрительским сообществом.

Юлия КУЛАГИНА

«Экран и сцена»
№ 13 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email