Отложенное удовольствие

Сцена из спектакля “Ад – проект Данте”. Фото с сайта Королевского балета Великобритании
Сцена из спектакля “Ад – проект Данте”. Фото с сайта Королевского балета Великобритании

Угроза распространения коронавируса лишила нас еще одного театрального события года. Речь идет о международном фестивале “Бенуа де ла Данс”, который должен был пройти в июне 2020 года на Исторической сцене Большого театра. Пресс-служба фестиваля сообщила, что вся его программа переносится на 2021 год.

Сроки проведения огорчают, но имена номинантов радуют. Претенденты – самые яркие фигуры современной балетной сцены. Особенно приятно, что мы знаем их творчество не понаслышке, в чем немалая заслуга фестиваля, ставшего одним из форпостов просвещения наших соотечественников в области достижений мировой хореографии. За двадцать восемь лет существования и сам фестиваль, и российский зритель прошли огромный путь. Если номинанты первых фестивалей были известны (не только широкой публике, но и любителям балета) преимущественно по прессе, то сегодня почти каждого участника связывают с Россией творческие взаимоотношения. А двое из них – и вовсе “наши люди”. Это Андрей Кайдановский, выдвинутый за «Отель “Сесиль”» в Баварском балете и Юрий Посохов – за “Анну Каренину” на музыку Ильи Демуцкого в знаменитом чикагском Балете Джоффри. Выпускник Московского хореографического училища, в прошлом солист Большого, Посохов поставил на его сцене такие знаменитые спектакли, как “Магриттомания”, “Классическая симфония”, “Герой нашего времени” и “Нуреев”. Два последних – на музыку того же Демуцкого, в соавторстве с режиссером Кириллом Серебренниковым. Андрей Кайдановский обучался в Московской Академии хореографии. А его российские постановки связаны с другой столичной сценой – Музыкальным театром имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, с артистами труппы которого он (в рамках проекта театра “Точка пересечения”) создал миниатюру “Чай или кофе?”, а затем выпустил спектакль “Пижамная вечеринка”, номинированный на премию “Золотая Маска”.

В афише Музыкального театра эта работа стоит в программе вечера вместе с баланчинской “Серенадой” и “Одиноким Джорджем” Марко Гёке – также номинанта предстоящего “Бенуа де ла Данс”. Немецкий хореограф выдвинут за постановку “Кунсткамера” на музыку Иоганна Штрауса в Нидерландском театре танца.

Еще один номинант этого созыва – Уэйн МакГрегор – также хорошо известен в России. Постановки английского хореографа шли на сценах Большого (“Chroma”) и Мариинского (“Инфра”), неоднократно приезжали на гастроли. Кстати, за постановку “Инфры” на музыку Макса Рихтера в Королевском балете Великобритании МакГрегор в 2009 году уже был удостоен приза “Бенуа”. На этот раз хореограф, имеющий репутацию художника-интеллектуала и новатора-изыскателя, номинирован за спектакль “Ад – проект Данте” в Королевском балете Великобритании. (Помимо МакГрегора выдвинуты композитор Томас Адес и художник Тасита Дин.)

Еще один номинант, также обладательница приза “Бенуа” (2017) – Кристал Пайт. На этот раз она номинирована за постановку на сцене Парижской Оперы балета “Тело и душа” (музыка Оуэна Белтона, Фредерика Шопена, Тедди Джайгера).

И, наконец, шестой претендент на приз – китайский хореограф Цао Мин, постановщик спектакля “Яркая красная звезда” (Ду Мин, Шанхайский балет).

Артисты-номинанты также представляют разные школы и широты. Это танцовщицы – Амандин Альбиссон (Балет Парижской оперы), Виктория Джаяни (Балет Джоффри, Чикаго), Сара Лэмб (Театр Джойс, Нью-Йорк), Сара Мёрнс (Бруклинская академия музыки, Нью-Йорк), Фань Сяофен (Шанхайский балет), Анне Юнг (Франкфурт ЛАБ); танцовщики – Йон Вальехо (Балет Дрезденской Земперопер), Альберто Веласкес (Балет Джоффри, Чикаго), Вю Хушен (Шанхайский балет), Хесус Кармона (Сэдлерс Уэллс, Лондон, Фестиваль Latitude), Поль Марк (Балет Парижской оперы). Среди претендентов на награду и российская балерина, прима Большого театра, Екатерина Крысанова, выдвинутая за заглавную партию в балете Алексея Ратманского “Жизель”.

В жюри конкурса вошли Якопо Годани (художественный руководитель Компании танца Дрезден-Франкфурт), Хоакин де Люс (художественный руководитель Национальной компании танца Испании), Элизабет Платель (директор Школы Балета Парижской Оперы), Синь Лили (художественный руководитель Шанхайского балета), Эшли Уитер (художественный руководитель Балета Джоффри, Чикаго), Эдуард Уотсон (звезда Королевского балета Великобритании). Возглавляют жюри бессменный председатель Юрий Григорович и сопредседатель – международная звезда, прима-балерина Большого театра и театра Ла Скала Светлана Захарова.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 9 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email