Moving with Диана

Сцена из спектакля "Playback". Фото предоставлено фестивалем
Сцена из спектакля «Playback». Фото предоставлено фестивалем

Один из самых креативных отечественных фестивалей современной хореографии “Context. Diana Vishneva”, высокий статус которого определяется международным авторитетом его создательницы и руководителя, выдающейся балерины Дианы Вишневой, обнародовал свою программу на 2020 год. Впервые она состоит из двух блоков – летнего и осеннего – и уже традиционно будет представлена в Москве и Санкт-Петербурге.

Первый этап восьмого по счету фестиваля продлится с 22 июня по 2 июля, второй – с 14 по 20 октября. Откроет программу спектакль “Ревизор” (впервые выступающей в России канадской Компании Kidd Pivot) в постановке Кристал Пайт, одного из самых востребованных современных хореографов, лауреата международного приза Бенуа де ла Данс в номинации “лучший хореограф” за постановку “The seasons’ canon” в Парижской Опере. В 2018 году “Соntext” представлял ее одноактовку “Возникновение” в исполнении Канадского национального балета. А пять лет назад москвичи в рамках гастролей Нидерландского Театра Танца (NDT) видели ее работу “Solo Echo”. Сотрудничающая с лучшими труппами мира, такими как франкфуртский Балет Уильяма Форсайта и Куллберг Балет, Пайт на этот раз обратилась к русской классике. Как рассказала на пресс-конференции, посвященной фестивальной программе, сама Диана Вишнева, “Ревизор” выпуска 2019 года – спектакль необычный, созданный на стыке танцевального и драматического театра. Естественно, гоголевский сюжет здесь переосмыслен и переработан, но фабула сохранена. А текст, написанный постоянным соавтором хореографа Джонатоном Янгом, озвучивают очень известные в Канаде актеры.

Имя другого зарубежного участника фестиваля израильтянина Охада Наарина не просто известно, а очень хорошо знакомо России, успевшей его полюбить. Спектакли Наарина неоднократно приезжали в Россию, в том числе и в рамках “Context”, а на сцене Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко идет его балет “Минус 16”. Один из самых ярких и независимых художников, занимающихся современным танцем, Охад Наарин создал свой танцевальный стиль “гага” – “новый способ получения информации и осознания себя с помощью тела”, дающий возможности самоидентификации любому человеку. Применительно к танцовщикам его компании “Батшева” вполне можно говорить об их полном самораскрытии.

На этот раз в спектакле “Playback” хореограф сам выйдет на сцену – с гитарой, в сопровождении двух актрис. Об этой постановке, решенной в жанре кабаре-шоу, старейшая израильская газета Haaretz пишет: “Блестящий и прекрасно сочиненный спектакль, элегантно переходящий от жанра кабаре к художественной инсталляции, от лиризма к сатире, от поп-культуры к авангарду, от личных переживаний к политике, от “развлекухи” к высокой поэзии. В отдельных сценах “Playback” представляется простым и веселым диалогом между людьми, и, тем не менее, все вместе – это загадка”.

Ни один “Context” не обходится без дебютов и открытий новых имен. С авторским спектаклем-лекцией “Moving with Pina” итальянской компании “il Funaro – Pistoia” выступит Кристиана Морганти (это первое участие Италии в фестивале). Многолетняя солистка Театра танца Вупперталь приоткроет тайны творчества Пины Бауш, иллюстрируя путешествие по вселенной великого хореографа отрывками из ее постановок.

Россия представлена в летней программе Пермским театром оперы и балета имени П.И.Чайковского. Он покажет два спектакля в постановке руководителя балетной труппы, лауреата многих отечественных и международных конкурсов и фестивалей Алексея Мирошниченко. “Context” покажет его одноактные балеты “Шут” на музыку Сергея Прокофьева и “Шахерезада” на музыку Николая Римского-Корсакова.

“Шут” по мотивам сказок пермской Губернии – поклон в сторону “Русских сезонов” Сергея Дягилева. Премьера спектакля состоялась в 1921 году в Париже, постановщиком выступил автор декораций, знаменитый художник-футурист Михаил Ларионов (в соавторстве с Прокофьевым, молодым танцовщиком Тадеушем Славинским и самим Дягилевым). Но, несмотря на новаторские декорации и костюмы, доминировавшие в спектакле, судьба балета, что называется, не сложилась, и он был забыт почти на целое столетие.

“Шут” Пермского театра оперы и балета, выпущенный в год девяностолетия со дня первой постановки спектакля, не стал ее полной реконструкцией: здесь воссозданы только музыкальная партитура и декорации спектакля. А великолепные костюмы постановки дягилевской антрепризы, из-за громоздкости малопригодные для танца, пришлось “переосмыслить”, и Татьяна Ногинова, художник по костюмам, сочинила их заново на основе эскизов Ларионова. Что касается хореографии, то ее авторство в чистом виде принадлежит Алексею Мирош-ниченко, имеющему вкус к театральной игре и выразительным пластическим характеристикам персонажей, так что лубочный “сказ про то, как шут семерых шутов перешутил”, оказался для него благодатным материалом.

“Шахерезада” – название, также связанное с “Русскими сезонами” (постановка Михаила Фокина 1910 года). На музыку сюиты Римского-Корсакова Алексей Мирошниченко создал оригинальный балет о судьбе одной из самых удивительных женщин XX века – последней императрице Ирана Фарах Пехлеви, давшей согласие на постановку в России балета о своей жизни и любви. Ее партию исполняет Диана Вишнева, для которой это не первый опыт сотрудничества с Пермским театром, где она уже станцевала заглавную партию еще в одном “дягилевском” балете “Петрушка” в постановке Владимира Варнавы.

На показах “Шахерезады” в рамках “Context” партнером петербургской прима-балерины выступит премьер Национального балета Канады Эван МакКи, работавший с такими знаменитыми хореографами, как Джон Ноймайер, Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Ханс ван Манен, Уэйн МакГрегор, Мауро Бигонцетти, Кристиан Шпук, Эдвард Клюг и др.

Пермская “Шахерезада” заново открывает музыку сюиты Римского-Корсакова. Несмотря на одноактный формат, это – балет большого стиля с мощными кордебалетными сценами, военным парадом и великолепными любовными адажио. Спектакль выдвинут на соискание Национальной Премии “Золотая Маска” 2020 года, но в Москву его, к сожалению, не привезут. И увидеть его на сценах двух столиц можно будет только в июне благодаря “Context”.

Если вернуться к международной программе фестиваля, то в ней ощущается легкий израильский акцент. В октябре представят спектакль “TOML (Time of my Life)” Танцевальной компании “Сол” в постановке молодого талантливого хореографа Эяля Дадона, бывшего танцовщика компании “Киббутц”. Спектакль повествует о способности человека взглянуть на себя со стороны со здоровым цинизмом, в частности, посмеяться над маниакальной одержимостью внешней красотой.

Осенний блок фестиваля явно отдан молодым. В его программе – показы работ финалистов Конкурса молодых хореографов, ставящего своей целью поиск, поддержку и развитие перспективных российских талантов в мире современной хореографии.

И еще одна инициатива фестиваля – проект “Сontext Open”. Здесь могут представить свои работы танцовщики и хореографы, компании без ограничений по возрасту, жанру, образованию и гражданству. Для показа на фестивале выбран спектакль “Воздух” хореографа и танцовщицы Ольги Лабовкиной.

Алла МИХАЛЁВА

«Экран и сцена»
№ 5 за 2020 год.

Print Friendly, PDF & Email