Шекспир для тинейджеров

Фото С.КИРИЛИНОЙ
Фото С.КИРИЛИНОЙ

Нынешний Всероссийский фестиваль-лаборатория «Золотая репка» в Самаре совпал с золотой осенью. Впрочем, «Репка», в этом году отметившая 25-летний юбилей, оказалась столь насыщенной событиями, что ее участникам не хватило времени полюбоваться красотами природы.

Собирая программу, арт-директор Михаил Бартенев стремился представить разнообразие жанров и форм спектаклей для юной аудитории. Скоморошье действо «Сказка о царе Салтане» тверского ТЮЗа и пластические ассоциации по «Книге джунглей» ТЮЗа «СамАрт», вербатим «Как дети» воронежского Нового театра и визуальные фантазии «Прогулка в темноте» – копродукция московского Культурного центра «Хитровка» и театра «LOST». В афише оказался прекрасный образец инклюзивного театра из Новосибирска, показавшего пронзительный спектакль «Юшка» по рассказу Андрея Платонова (режиссер Анна Зиновьева), в нем играют профессионалы (в частности, известный артист Владимир Лемешонок) и дети с особенностями развития.

В обширной панораме нашлось место и государственным театрам, и частным творческим объединениям. Кукольному спектаклю-лауреату «Золотой Маски» по роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день…», созданному при поддержке Музея истории ГУЛАГа маленьким коллективом «Таратумб», и моноспектаклю ТО-9 «Вафельное сердце», в основе которого книга норвежской писательницы Марии Парр. К слову сказать, именно «Вафельное сердце», поставленное Иваном Пачиным, оказалось единственным зрелищем, идеально адресованным аудитории 6+. Нежный сторителлинг в исполнении Егора Строкова вызвал восторг юных зрителей, то хохотавших над проделками неразлучных друзей Тилле и Лены, то замиравших в грустные моменты истории: внезапной смерти бабушки героя, его прощания с лучшей подругой.

Дефицит содержательных, талантливых спектаклей для детей (бездумных утренников сейчас, как и много лет назад, – море разливанное) характерен. Вектор интереса режиссеров сдвинулся в сторону постановок для подростков. Афиша «Золотой репки» демонстрировала сегодняшние поиски, особенно отчетливо проявляющиеся в подходах к классическому наследию.

Петербургский режиссер Роман Габриа поставил «Ревизора» в театре «Самарская площадь» в подчеркнуто минималистской манере, художник Николай Слободяник соорудил на сцене амфитеатр с пюпитрами. Герои бессмертной комедии – слаженный оркестр чиновников, одетых в концертные костюмы во главе с дирижером-Городничим (Олег Сергеев). Однако пара заезжих игроков – Хлестаков (Павел Скрябин) и Осип (Роман Лексин) стремительно перенастраивают спевшуюся компанию жуликов и взяточников, воображаемая дирижерская палочка оказывается в их руках. Впрочем, в финале, после отъезда мнимых ревизоров, все вновь вернется на круги своя. «Ревизор» Габриа – живой, ироничный, с отличным ансамблем артистов – стал одним из хитов программы.

Отдельный, чрезвычайно интересный сюжет «Репки» – четыре интерпретации «Ромео и Джульетты». Павел Маркелов в «СамАрте» поставил трагедию в переводе Бориса Пастернака целиком, купировав лишь последнюю сцену примирения враждующих кланов. В аннотации режиссер признается, что ставит пьесу Шекспира «не о любви, а о нелюбви». Смешивая современные офисные костюмы со средневековыми одеяниями (художник Игорь Каневский), он пытается рассказать об агрессии и ненависти, царящих в мире. Ромео и Джульетта здесь – лишние, они – послушные жертвы враждебной им Вероны. С самого начала не найдена верная интонация, из-за чего стихотворный текст кажется чужеродным замыслу и его воплощению.

Режиссер новгородского театра «Малый» Надежда Алексеева переносит действие пьесы в Музей Джульетты в Вероне – месту поклонения шекспировским любовникам. В остроумно придуманной среде (художники Н.Алексеева и И.Семенов) задействованы смотритель, охранник, экскурсовод. А главные герои и перипетии трагедии кажутся снами, навеянными Царицей Мэб. Перевод Т.Л.Щепкиной-Куперник звучит непривычно свежо, временами персонажи скандируют текст как рэп. Отойдя на дальнее расстояние от первоисточника, режиссер просчитывает возможности восприятия своего зрителя, интригует и уж точно провоцирует интерес подростков к шекспировскому шедевру.

После одного из показов «Ромео и Джульетты» зрителей пригласили на рэп-баттл «Золотая РЭПка». В фойе двое известных самарских рэперов (MC Никитос и Dr. Dno) «дрались» как представители семейств Монтекки и Капулетти. Победил Монтекки.

Но самой большой неожиданностью стал сорокаминутный спектакль-комикс «Ромео и Джульетта» MishMash theatre company из Копенгагена. Квартет гистрионов-дзанни в прозодежде (безрукавки каждого украшены карточной мастью) обходится минимумом слов. История рассказывается языком жестов и акробатики. Декорации – балкон, церковь – «строятся» из тел гимнастов с редкой изобретательностью. Подростки, да и взрослые зрители, заворожены действом, в котором много смешного, но есть место и для печали. Показанное в последний день представление датчан подводило итоги: на этот раз «Репка» уродилась на славу.

Подробнее о спектакле, стоявшем особняком в программе фестиваля, в статье Кристины Матвиенко.

Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта» Новгородского театра «Малый»

Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ

«Экран и сцена»
№ 19 за 2019 год.

Print Friendly, PDF & Email