Любимец публики


Фото А.АЛЕКСАНДРОВА

Земную жизнь пройдя почти до половины, актер Сергей Ребрий очутился в Заполярном театре драмы имени В.В.Маяковского. Он начал свою актерскую карьеру, когда ему сравнялось тридцать. В Казанское театральное училище уроженец Мариуполя поступил уже зрелым человеком, вполне успешно реализовавшим себя в самых разнообразных сферах от почти профессионального футболиста до дипломированного слесаря-монтажника.

С тех пор минуло еще тридцать лет. И что примечательно: никакого другого театра в карьере Сергея Николаевича Ребрия так и не появилось. В Заполярной драме он проделал путь от актера второй категории до ведущего мастера сцены, сыграл больше тридцати ролей и стал не просто любимцем театральной публики, но настоящей достопримечательностью Норильска. Не раз, зависая во время черной пурги на много часов в аэропорту Норильска, я вступал в задушевные беседы с такими же ожидающими самолет пассажирами. Человек мог работать на знаменитом никелевом комбинате или быть тренером по боксу, то есть совсем не театралом, но, узнав, что я возвращаюсь из Заполярной драмы, обязательно спрашивал: «А ты Ребрия знаешь?». Кто ж его не знает.

В репертуаре Заполярной драмы есть комедия «Норильские анекдоты». Пьесу по заказу театра написал драматург Владимир Зуев, поставила ее главный режиссер Анна Бабанова. Сюжет прост: самолет, летящий в Норильск, попадает в ту самую черную пургу и делает вынужденную посадку то ли в Хатанге, то ли в Игарке. Герои спектакля – «типичные» норильчане. Ребрий здесь, собственно, играет самого себя: неотразимого любимца публики (и дам в особенности). Ни над одним другим героем столько не смеются, ни одному другому так не аплодируют.

Совсем иную абсолютно норильскую тему артист сыграл в спектакле «Жди меня… и я вернусь». Это тоже пьеса Владимира Зуева, написанная по заказу театра, и тоже постановка Анны Бабановой. Спектакль посвящен истории Норильлага и основан на документах и воспоминаниях узников. Выжить и сохранить человеческое достоинство в лагерном аду – задача почти невозможная, ее-то и пытается разрешить герой Ребрия – один из зэков страшного архипелага.

Сергей Ребрий – блистательный характерный актер с несомненным комическим даром. Что подтвердили первые же большие роли на норильской сцене – недоросль Митрофанушка и солдат Чонкин. А из недавних острохарактерных персонажей запомнился Бургомистр в шварцевском «Драконе» (режиссер Анна Бабанова). У персонажа есть реальный прототип: пластический и интонационный рисунок был позаимствован у господина Жириновского. Бургомистр Ребрия казался даже большим Жириновским, чем сам Владимир Вольфович! Забавный поначалу, трансформируясь в диктатора, персонаж становился по-настоящему зловещим. Как и шекспировский Клавдий («Гамлет. Мышеловка» в постановке Анны Бабановой) – человек-змея, существо без костей.

Характерные роли давно уже не доминируют в списке актерских работ Сергея Ребрия. Сирано де Бержерак, Альмавива, Петруччо, Лопахин, Штольц, Несчастливцев, Марат, Билл Старбак, МакМэрфи. Именно в главной роли в спектакле Александра Зыкова «А этот выпал из гнезда…» по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» стал очевиден масштаб актерского дарования Ребрия: он играл МакМэрфи мощно и виртуозно, был полновластным хозяином на сцене и ни на мгновение не давал ослабеть напряженному вниманию зала.

С Александром Зыковым (двадцать лет прослужившим главным режиссером Заполярной драмы) Сергеем Ребрием сделано немало ролей. И вот что интересно. Зыков нередко тиражирует свои постановки, клоны его «Продавца дождя» идут в разных театрах Урала и Сибири. Но нигде нет такого Билла Старбака, как в исполнении Сергея Ребрия. Его персонаж меньше всего похож на доброго ангела, посланного спасать от засухи хозяйство американских фермеров. Скорее, это демон, но демон, творящий добро, брутальный циник, возродивший к жизни эту сухую землю и «засохшую» от тоски героиню.

Среди недавних ролей – Войницкий в «Дяде Ване» режиссера Петра Шерешевского, персонаж абсолютно чеховский. Его дядя Ваня, ранимый, безнадежно влюбленный, подводит горькие итоги своей несчастливой жизни. И спектакль в целом, и Сергей Ребрий в роли Войницкого стали номинантами «Золотой Маски»-2017.

Последняя по времени актерская работа Сергея Ребрия – Андре в спектакле «Папа» по пьесе современного французского драматурга Флориана Зеллера (первая постановка на российской сцене, режиссер Анна Бабанова). Герою – 80 лет, у него болезнь Альцгеймера, он давно существует в мире грез, а те, кто рядом, меньше всего хотят возвращать его к реальности. «Папа» ловко придуман, полон забавных сюжетных поворотов. В коммерческой, не претендующей на особые глубины, пьесе Сергей Ребрий играет подлинную «драму памяти», попытки уловить ускользающие воспоминания, отделить правду от лжи, родные лица от равнодушных наблюдателей чужой драмы. Работа тонкая, открывающая новые краски в даровании большого актера Заполярного театра.

Владимир СПЕШКОВ

«Экран и сцена»
29 июня 2019 года.

Print Friendly, PDF & Email