ЛАУРЕАТЫ 22-ГО ОТКРЫТОГО РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ
Гран-при – “СРЕДИ ЧЕРНЫХ ВОЛН”, режиссер Анна Буданова.
Специальный приз “за чувственность и гармонию выразительных средств” – “ДЖОНИ-БОНИ-БО”, режиссер Елизавета Скворцова.
Специальный приз “за поэтичность” – “ДВА ТРАМВАЯ”, режиссер Светлана Андрианова.
Лучший профессиональный короткометражный фильм – “РЫБЫ, ПЛОВЦЫ, КОРАБЛИ”, режиссеры Дмитрий Геллер, Андрей Кулев.
Диплом “за своеобразие стилистического решения” – “9 СПОСОБОВ НАРИСОВАТЬ ЧЕЛОВЕКА”, режиссер Александр Свирский.
Лучший фильм для детей – “БЕЛЬЧОНОК И САНКИ” (“Веселая карусель” № 45), режиссер Олеся Щукина.
Лучший студенческий фильм – “THE SQUARE”, режиссер Яков Круговых.
Диплом “за изящество и лаконичность” – “АПОРТ”, режиссер Денис Воронин; диплом “за созвучие средств и образа” – “УРОКИ МУЗЫКИ”, режиссер Дарья Севостьянова; диплом “за оригинальность ритмического решения” – “ТИП-ТОП”, режиссер Алла Вартанян; диплом “за ироничный взгляд на жестокую правду жизни” – “КОМПАНИЯ”, режиссер Рустам Корнаушкин.
Диплом в категории “Лучший дебютный фильм” – “ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ”, режиссер Полина Кутукина.
Лучший сериал – “ПОРУЧЕНИЕ” (сериал “Тима и Тома”), режиссер Андрей Бахурин.
Диплом “за сценарное решение” – “ПАПА ЗА МАМУ” (сериал “Три кота”), режиссер Дмитрий Высоцкий; диплом “за художественную выразительность” – “САМЫЙ ГЛАВНЫЙ НАЧАЛЬНИК” (сериал “Котики, вперед!”), режиссер Владимир Пономарев.
Лучший полнометражный фильм – “СМЕШАРИКИ. ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ ДРАКОНЕ”, режиссер Денис Чернов.
Диплом “за профессионализм международного уровня” – “ВОЛКИ И ОВЦЫ: БЕЕЕЗУМНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ”, режиссер Максим Волков.
Лучшая работа в прикладной анимации – за цикл фильмов “ВЕРШКИ И КОРЕШКИ”, “ЗОЛУШКА”, “ТРИ БОГАТЫРЯ”, “ТРИ ПОРОСЕНКА”, режиссер Василий Волков.
Приз мэтров имени А.Татарского – режиссерам Дмитрию ГЕЛЛЕРУ и Андрею КУЛЕВУ за фильм “Рыбы, пловцы, корабли”.
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – Дмитрию ГЕЛЛЕРУ и Андрею КУЛЕВУ за фильм “Рыбы, пловцы, корабли”. Диплом – Алле ВАРТАНЯН за фильм “Тип-топ”.
Приз “Фортуна” – “СОЗДАНИЕ”, режиссер Юлия Байгулова.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ:
- “Среди черных волн”, режиссер Анна Буданова – 203 голоса.
- “Два трамвая”, режиссер Светлана Андрианова – 125 голосов.
- “Рыбы, пловцы, корабли”, режиссеры Дмитрий Геллер, Андрей Кулев – 107 голосов.
…Шагает по центральной улице старинного Суздаля колонна аниматоров, гостей и участников нынешнего фестиваля. К ним подстраиваются местные жители. Это “Парад Винни-Пухов”. Тут взрослые и дети, создавшие, практически каждый, на бумаге, картоне, в куклах знаменитого персонажа и его друзей по мультфильму, которые потом улетают на воздушных шарах в небо над городом. Оригинальную акцию посвятили столетию Федора Савельевича Хитрука. Его герои открывали целый мир добра. А трилогия о Винни-Пухе, словно знамя внутреннего счастья детишек и взрослых – часть классического фундамента отечественного анимационного искусства. XXII Открытый российский фестиваль анимационного кино прошел в атмосфере праздника “ВСЕЛЕННАЯ ХИТРУКА” с музыкальным оттенком.
Федору Хитруку был посвящен и вечер воспоминаний. С ностальгическими подробностями общения с Мастером выступили его ученики, коллеги, уже тоже Мастера – Юрий Норштейн, Андрей Хржановский, Михаил Алдашин, Михаил Тумеля, Елена Чернова. Режиссер Дмитрий Золотов (студия “Мастер-фильм”) показал документальный фильм о творчестве и яркой одаренности Федора Савельевича, его способности к саморазвитию, к постоянному стремлению к новому. Юрий Норштейн вспоминал: “Хитрук есть Хитрук, он был, на мой взгляд, самой крупной личностью того времени, да, и думаю, остается самой крупной личностью киностудии “Союзмультфильм” в плане того, что он явился в момент перелома истории, перемены мышления, как в стране в целом, так и в каких-то отдельных областях. Это происходило и в живописи, и в пластических искусствах, вообще очень многое открывалось нам тогда, что влияло на изобразительную систему. И Хитрук в этом смысле оказался точно на линии атаки”.
“Облученными светом Хитрука” оказались и младшие коллеги. В традиции фестиваля – мастер-классы для детей по созданию мультфильмов в разных техниках. С ними работали и учили их классическому мультипликату режиссер Евгения Жиркова – участник конкурсной программы фестиваля, Надежда Шеховцова – преподаватель фотографии, Екатерина Тетушкина – художник-педагог. И в конкурсе авторской анимации очевиден поиск счастливых мгновений детства. Даже название одного из фильмов “говорящее” – “Возьми любой момент из детства” (режиссеры Наталья Мирзоян, Марина Карпова, Иван Максимов, Ашот Мефодин, Игорь Мельников, Андрей Бахурин, Карина Чиркина, продюсер Инга Киркиж). Авторы представили слепленный в смешанной технике “первый пирожковый альманах”. Зрители, тоже любящие пирожки, с радостью подхватили аплодисментами столь радостный творческий порыв, вспомнив и свои “пирожковые” истории.
Музыкальный акцент и девиз-пост “Как по нотам” присутствовали не только в фестивальном досуге, когда в фойе, в посиделках лидировал всеобщий любимец мастер-педагог, режиссер и художник Михаил Тумеля. Его балалайка звучала повсюду! А еще в фойе композитор и звукорежиссер анимационных фильмов Артем Фадеев и его друзья – саксофонист Игорь Балабаев и перкуссионист Майкл Безыменский – играли в группе “Дуэт Три”. В основе графических конструкций на подиуме суздальского Турцентра – листы партитур, музыкальные инструменты, диск-пластинка из “давно ушедших дней”… Джазовый стиль. Тема была продолжена теми же авторами и в лаконичном оформлении подмостков фестивального зала. Художники анимационного цеха Нина Виноградова и Марина Курчевская всегда верны фестивалю и фантазии, рождающей неожиданные решения. Искусство ведь должно быть непредсказуемо! Помогали своим педагогам их ученики, декораторы Татьяна Чернилевская и Константин Муравьев.
А пели на открытии все ведущие аниматоры – и перечисленные выше, и примкнувшие к ним. Вместе с членом жюри, кинокомпозитором и автором симфоний, опер, балетов и камерной музыки – Юрием Потеенко. Осуществляя музыкальное сопровождение всех номеров веселого представления с куплетами бессменного ведущего церемоний, драматурга, поэта, актера, сатирика – блестящего Вадима Жука. Жюри конкурса авторской анимации, подводя итоги, даже выделило из своего состава дуэт – кинокритика Ларису Малюкову и режиссера Валентина Ольшванга. Объявляя призеров, они исполнили парафраз песни “Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает!”.
Член жюри Наталия Орлова, режиссер, художник-постановщик, художественный руководитель студии “Анимос” и председатель жюри Валентин Телегин, режиссер, художник – тоже спели на открытии. Такой радости общения со зрительным залом, состоящим в основном из профессионалов, нет ни на одном отечественном фестивале. Впечатление, что каждый год мы присутствуем на творческом семинаре под названием “Авторское счастье”. Такова особенность сообщества аниматоров, их неувядающие “детскость-зрелость-мастерство”. Приехав на фестиваль семьями, зрители – ценители яркой атмосферы – убеждаются в том, что художественный результат достигается порой невероятными усилиями. И все озарено любовью к своему делу. Кстати, не случайно одна из номинаций Национальной анимационной премии “Икар” так и названа “Дело”…
По регламенту, президентом фестиваля становится победитель общего профессионального рейтинга. В прошлом году в лидеры вышел сценарист, режиссер и художник Антон Дьяков (фильм “Питон и сторож”, “Союзмультфильм”). От обращения Дьякова к фестивалю веет теплотой и благодарностью коллегам: “Ощущение такое, что после долгой и по большей части утомительной дороги, оказался дома. Ты окружен людьми, с которыми говоришь на одном языке, они озабочены теми же проблемами, что и ты. Можешь встретиться с друзьями, обсудить то, что мучило целый год. И, конечно, посмотреть кино. Уверен, что и на этот раз будет и хорошее, и очень хорошее”.
Кино, и впрямь, было разным. Его отбирали режиссеры и художники, многократные лауреаты и призеры отечественных и зарубежных фестивалей. Председатель селекционной комиссии Екатерина Соколова, Софья Кравцова, Наталья Малыгина, Сергей Меринов, Алексей Туркус. Отборщики заметили, что сегодня работать с материалом фильма весьма комфортно, компьютер обеспечивает многое в процессе создания анимации. Но нет в этом “питательного раствора”, когда несколько человек в диалоге обнаруживают правильный путь творческого поиска. “Многотрудность” исчезает из производства. Достаточно тревожный синдром. Режиссер порой делает фильм как бы “сам с собой”.
Вот и Юрий Норштейн сетовал при обсуждении программ студенческих фильмов и короткометражных работ, что проблема сценария по-прежнему очевидна. Отсутствует институт редакторов. Режиссеры потеряли чувство меры, и найти золотую середину очень трудно. Образно говоря, Юрий Борисович заключил: “Такое впечатление, что набили ящик пустыми бутылками и выбросили!” Да, действительно, в таком “монтаже” логики нет. А звук растворяется в фактуре изображения! Хотя должен его поддерживать и добавлять объем. В некоторых фильмах музыка “подкладывается”, а не соавторствует с художником и режиссером. А ведь, как заметил на своем мастер-классе в рамках одного из КРОКов, член нынешнего суздальского жюри композитор Юрий Потеенко, “сегодня музыка в кино является третьим глазом. Она дает нам понимание того, что не увидели в изображении, в картинке. Иначе – помогает режиссеру выстроить драматургию. Так возникает третье качество кинопроизведения”.
Обсуждения с мастерами всегда перерастают в своеобразную творческую лабораторию. И год от года на фестивале она совершенствуется. Смыслы высказываний и методов словно разрастаются. Например, петербуржец Константин Бронзит и москвич Станислав Соколов договорились, что Бронзит будет “злым” рецензентом, а Соколов “добрым”. И жесткость одного и рассудительная похвала другого рождали свободное перетекание идей. Они были очень полезны для молодых аниматоров, которые преобладали в нынешнем составе фестиваля.
Программы как всегда тоже были разными. Судили коммерческое, прокатное полнометражное кино, сериалы, студенческие фильмы, дебюты и короткометражки. Аниматоры участвовали в мастер-классах и творческих встречах; благодаря администрации Владимирской области объездили поселки и города. Как сказал вице-губернатор Владимирской области Михаил Колков, “любовь Суздальфеста и городов под общим небом – взаимна!”. Сеансы сделали бесплатными. Все это не первый год поддерживается и в областной прессе, и на региональном телевидении.
На мой взгляд, помимо детской анимации, которая расширила свой репертуар и сериалами, и короткометражными фильмами, пора бы уже продюсерам больше внимания уделять студенческой анимации, как, например, во Франции, в чем мы убедились на международном фестивале КРОК. И уделять внимание не только фестивальным призам, но и проектам на темы поэзии, сказок (вспомним сериалы студии “Пилот”), экранизациям произведений отечественной литературы именно на телевидении. Необходимо продемонстрировать не только владение молодыми режиссерами новыми технологиями, но и постижение ими нашей общей культуры.
Недаром так талантливо реализует себя в этом направлении Елизавета Скворцова. Режиссер удостоена Специального приза жюри “За чувственность и гармонию выразительных средств” (киностудия “Союзмультфильм”). Ее фильм “Джони-Бони-Бо” по мотивам стихотворения Эдварда Лира, английского художника и поэта-абсурдиста XIX века, полон обаяния и юмора. Действительно, стихотворение поэта зримо и чувственно. Молодой режиссер абсолютно права, учтя перевод Евгения Клюева, безусловно, ее вдохновившего. Эдвард Лир близок Хармсу.
Персонажи фильма – Джони-Бо с овечкой и леди Джингл с курочкой в обнимку. Их история так хороша, изысканна, так жанрово определена, ритмична, изобретательна! Отлично чувствует материал звукорежиссер Артем Фадеев. Он также включен в номинанты Национальной анимационной премии “Икар”. Даже в двух позициях: “композитор” (“Кукушка”, студия “Пчела”, режиссер Дина Великовская – она награждена в этом году Национальной кинематографической премией “Ника” и “Белым слоном” кинокритиков) и “звукорежиссер” (фильмы “Кукушка”, “Два трамвая”, “Злой колдун”, “Кивиак”, “Рыбы, пловцы, корабли”).
Свой творческий путь мастер анимации, художник и режиссер Дмитрий Геллер (в тандеме с художником Анной Карповой) начал в Екатеринбурге; член жюри Суздальфеста – художник, режиссер и педагог ВГИКа Валентин Ольшванг тоже из Екатеринбурга. Там же творчески формировалась (в студии “Урал-Синема”) Анна Буданова. Ее первый – щемящий и выразительный – фильм “Обида” получил ошеломляющее количество призов. В 2015 году Анна вошла в тройку художников, отобранных в резиденцию Japic в Токио. В Хиросиме режиссер отмечена за “Обиду” Специальным призом жюри Международного анимационного форума.
А теперь картина “Среди черных волн” Анны Будановой удостоена Гран-при Суздальфеста и уже получила международные награды. Основанная на мифе северных народов, она увлекает нас редким пластическим чувством, холодным черно-белым изображением, тональной разработкой с каким-то колдовским оттенком. Сюжет мифа – души утонувших людей превращаются в животных. Он передан с таинственной силой, с эмоциональным напряжением. И уводит в удивительный мир.
“Рыбы, пловцы, корабли” – уже третья работа Дмитрия Геллера с китайскими кинематографистами (“Я видел, как мыши кота хоронили”, “Маленький пруд у подножья Великой стены”). Она о любви. И не только. Китайский театр теней в уличной чайной, шорох тростей. Обычная еда, картинки быта и чувство, возникающее у ловца жемчуга к актрисе. В скупой графике бесконечное композиционное богатство. Много белого в сочетании с черным контуром – художники считают, что так работать очень сложно. В который раз – новизна, теперь и в поэтике ориентального мира. Художник-постановщик Анна Карпова, помимо таланта, владеет исключительным трудолюбием и трудоспособностью.
Вручая приз “За лучший короткометражный фильм” Дмитрию Геллеру, кинокритик Лариса Малюкова напомнила высказывание Юрия Норштейна о том, что Геллер “многотрудно” создает свои фильмы, используя компьютер минимально. Серьезная похвала. Сценарный уровень у Дмитрия Геллера всегда выверен и обоснован. Добавлю, что его артистичная скромность пример для молодых аниматоров. Он, в сущности, как бы неярок в изобразительном решении, но бросается в глаза принципиальное своеобразие оригинального мастера.
Фильмов о любви и нежности было много на фестивальном экране. А это важно для сегодняшнего времени. И не такой ли мир завещал нам любимый всеми Федор Хитрук со своими персонажами?!
Суздаль – Москва
Татьяна МУШТАКОВА
- Ведущие церемонии открытия Вадим Жук и
- Александр Герасимов, директор Суздальского фестиваля
- Фестивальное оформление, выполненное Мариной Курчевской
- и Ниной Виноградовой
- Кадр из фильма “Два трамвая”