Присутствие
20 мая 2013 года, в Эфросовском зале театра “Et Cetera” под руководством Александра Калягина собралась удивительная публика: близкие, друзья, сокурсники, коллеги вспоминали замечательного русского артиста – Анатолия Дмитриевича Грачева, ушедшего от нас восемь лет назад. Большой Артист и удивительно светлый Человек, он не дожил, не доиграл, не договорил всего того, что мог и должен был.
Почему Эфросовский зал театра под руководством Калягина? Потому что Анатолий Васильевич Эфрос – величайший режиссер, педагог, всегда оставался для Грачева самым главным ориентиром в искусстве, равно как и в жизни Александра Калягина, по сей день считающего Эфроса театральным богом, и конечно же потому, что в 1992 году Анатолий Грачев пришел по приглашению Калягина в только что созданный театр “Et Cetera” и хранил ему верность до последних дней своей жизни. В театре “Et Cetera” он сыграл роли в спектаклях: “Руководство для желающих жениться”, “Дядя Ваня”, “Принц Гомбургский”, “Измена”, “Лекарь поневоле”, “Моя fair леди”, роли разные и очень талантливые.
В этот вечер об Анатолии Дмитриевиче вспоминали много – тепло и по-доброму, а иначе и не могли говорить люди, хорошо знавшие его, соприкоснувшиеся с ним в разное время. Это его сокурсники: профессор ВГИКа Александр Кузнецов, известный режиссер телевидения Андрей Торстенсен, актрисы Анна Антоненко-Луконина и Светлана Алексеева. А еще Елена Коренева, Александр Котов, Евгений Стеблов, Александр Калягин, артисты театра “Et Cetera” – Людмила Дмитриева, Сергей Плотников и Алексей Осипов, режиссер-постановщик Владимир Богатырев, драматург Ксения Драгунская, режиссер Дмитрий Бертман, театральный критик Юрий Фридштейн, сын актера Дмитрий Грачев, профессор института стали и сплавов, близкий друг актера – Юрий Андреев. Повествование каждого из них внесло в атмосферу вечера свою особую интонацию, свой ритм и краску, из которых рождался образ человека высокой культуры, бесконечно всеми любимого актера. Для каждого – это свой Грачев, но неизменно было одно: его любят, помнят и до сих пор говорят о нем в настоящем времени.
Книгочей, он собирал книги с самого студенчества, когда еще скромно жил в общежитии, и потом всю жизнь, сохранив страсть к книгам до конца дней. Его сокурсники из интеллигентных московских семей рассказывали, как Толя Грачев, приехавший из российской деревни, открывал им новые имена в литературе, поражал интеллигентностью и образованностью. Грачев был потрясающим любящим отцом, трогательным и преданным другом, наставником молодого поколения в театре “Et Cetera”. Как рассказывает Калягин, Анатолий Дмитриевич был способен достаточно жестко высказаться о работе молодого артиста, но никто и никогда не обижался – ему верили, с его мнением считались.
Конечно, прежде всего, говорили о том, каким он был прекрасным артистом, замечательным партнером. В течение всего вечера на экране шла постановка сохранившегося телевизионного спектакля Анатолия Эфроса “Человек со стороны”. Сидевшая в зале Анна Антоненко-Луконина, глядя на экран, взволнованно произнесла: “Поверьте мне, я отчетливо помню, как снимали эту сцену. Ведь это все было как будто вчера”.
На большом экране – сцена из эфросовского спектакля “Борис Годунов”, в котором Анатолий Грачев сыграл Самозванца. Эти черно-белые отголоски давно ушедшего времени, действительно, дорогого стоят. Они сохранили для нас живой портрет удивительного русского актера, и этот урок можно и должно демонстрировать в качестве учебного пособия, растить на этих примерах новое поколение артистов и режиссеров. Не сохранилось телевизионного варианта знаменитой постановки Эфроса “Ромео и Джульетта”, как и спектакля “Брат Алеша”, о которых говорили все выступающие.
Ярко и увлекательно рассказал о совместной работе в антрепризной постановке Михаила Козакова “Ужин в четыре руки” Евгений Стеблов – получился экскурс в историю создания знаменитого в свое время спектакля.
Было бы неверным сказать, что в этот вечер только говорили об Анатолии Дмитриевиче – к гостям обращался и он сам. Грачев был главным действующим лицом этого замечательного собрания единомышленников. Играл, как водится, без над-рыва и апломба, рассказывал подробно, любовно и нежно о великолепном творческом и человеческом тандеме: Борисе Тенине и Лидии Сухаревской. Игры на деньги без регистрации уже завоевали свою аудиторию. В интернете не просто играют и хорошо проводят время, но ещё и зарабатывают деньги: игровые автоматы на деньги Главным преимуществом игровых автоматов является их честность. Победитель в любом случае получит свой выигрыш на карту или кошелек.
И как тут не помянуть добрым словом архивы, которые бережно хранят историю великой российской театральной школы, замечательного советского кино – правдивого, трогательного, тонкого, доброго, порой наивного, но такого родного. Уже под занавес вечера была показана восемнадцатиминутная короткометражка с Анатолием Грачевым “Что-то с телефоном”, снятая по мотивам фантастического рассказа Кира Булычева “Можно попросить Нину?”, вернувшая всех присутствующих в прошлое, в котором судьба подарила главному герою фильма удивительную встречу с 14-летней девочкой из Москвы 1942 года.
Каждый из присутствующих на вечере выражал искреннюю благодарность театру “Et Cetera”, лично Александру Калягину. Благодарили и Алексея Никольского – автора и ведущего этого вечера, сумевшего создать атмосферу добра, тепла, настоящего, по-домашнему выстроенного театрального уюта. Фрагменты памяти, как цветные стеклышки, в нужный момент складываются в картинку нашего прежнего бытия, дабы сегодня мы могли продолжать жить в согласии с миром и самими собой, оставаться людьми и сохранять веру в людей.
Каждый из присутствующих на вечере выражал искреннюю благодарность театру “Et Cetera”, лично Александру Калягину. Благодарили и Алексея Никольского – автора и ведущего этого вечера, сумевшего создать атмосферу добра, тепла, настоящего, по-домашнему выстроенного театрального уюта. Фрагменты памяти, как цветные стеклышки, в нужный момент складываются в картинку нашего прежнего бытия, дабы сегодня мы могли продолжать жить в согласии с миром и самими собой, оставаться людьми и сохранять веру в людей.
Юлия СУСИНА
«Экран и сцена» № 11 за 2013 год.