54-я выставка московских театральных художников “Итоги сезона”, проходящая в Главном здании Театрального музея имени А.А.Бахрушина, задумана ее куратором Инной Мирзоян и художником Василиной Овчинниковой как большой макет. Она встречает разноцветными колоннами, одна из которых недокрашена. Рядом валики, лотки с краской, будто мастер ненадолго вышел. В других залах строительные леса, деревянные поддоны. Стройка здесь – потребность в преображении действительности и, конечно, метафора творческого процесса, а сценограф – демиург, отвечающий за космогонию театральной вселенной.
Подзаголовок экспозиции – “Движение” – ей соответствует. Тут, и правда, много динамики, цвета, энергии созидания. На открытии выставки ее герои радовались встрече, обнимались и говорили о цеховом братстве. Оно поддержано и устройством экспозиции: разные поколения художников не разделены по залам, наоборот, добрососедствуют, “отражаются” друг в друге.
Срез жизни театра этого сезона представляют более 70 авторов, более 100 спектаклей в 35 театрах. При этом у выставки московских сценографов масштаб оказался всероссийский и даже международный: спектакли городов России (в том числе Лобни, Истры, Тулы) помещены рядом с работами, созданными в Великобритании, Германии, Италии, Латвии и Эстонии.
Сами макеты и эскизы выполнены в множестве разных техник: от традиционных макетов и рисунков до волшебства мультимедиа: если поднести к эскизу декорации планшет, в нем возникает “театр дополненной реальности” – объемное пространство, по которому можно “бродить” во все стороны. Что касается эскизов костюмов, то это и фотоаппликации, и компьютерная графика, меньше уделяющие внимание фактуре материалов, зато больше похожие на зарисовки с показа haute couture. Ведь работы сценографов имеют не только прикладное значение. В музейных залах они становятся самоценными произведениями искусства.
Особое удовольствие, которое дарят выставки театральных художников, – это, конечно, возможность разгадывать миры спектаклей, которые ты не видел и, скорее всего, никогда не увидишь. Возможность по-максудовски разыгрывать свою собственную постановку в каждом из макетов. Судя по работам, представленным в Музее Бахрушина, современный российский театр не забывает о своей образной, метафорической сути: предлагает парадоксальные ходы, не боится быть непонятым, а главное, ощущает себя вписанным в контекст европейского актуального искусства и… социально-политических коллизий родной страны.
Дело в том, что на этих “Итогах сезона” художники получили шанс не только представить работы, но и в нескольких фразах сформулировать свое понимание театра и впечатления от прошедшего сезона. Вот, например, художник по костюмам Анастасия Образцова делится наблюдениями за процессом: “Каждый театральный сезон напоминает византийскую мозаику – дробный и разнообразный, вместе с тем складывается в единую картину русской и мировой культуры в определенный момент времени. Многое зависит от угла зрения. Что-то, как и прежде, на почетном месте в центре внимания, но вдруг засверкает новый кусочек смальты”. Но помимо размышлений о природе театра, рядом с макетами встречаются слова, возвращающие из “дополненной реальности”: “Суета и инерционное движение повсюду” (Юрий Хариков) или “Тревожный год. Театры под прицелом” (Михаил Карягин) или “Этот сезон, конечно, очень особенный. И запомнится надолго не театральными постановками, а тем театром абсурда, который нас окружает вне театра – “театральным делом”. …нельзя просто продолжать жить и делать свою работу, не замечая зла и того, что происходит вокруг, и говорить: я же не имею к этому отношения” (Этель Иошпа). И как никогда становится очевидным, что сценограф – это не только тот, кто создает новый мир, но и тот, кто способен слышать и откликаться на уже существующий.
Анастасия АРЕФЬЕВА
Фото автора
«Экран и сцена»