Театр на эскалаторе

Сцена из спектакля “Вдох-выдох”. Фото Д.ОСИНОВАВ Тольяттинском театре юных зрителей “Дилижанс” в девятый раз прошел фестиваль “Премьера одной репетиции”: свои режиссерские заявки здесь представляют актеры труппы. В этом году фестиваль занялся современной драматургией и сайт-специфик театром. Эскизы по традиции обсуждали приглашенные критики, а зрители голосованием решили, какой из спектаклей войдет в репертуар следующего сезона.

 

Фестиваль-инкубатор

“Дилижанс” стал муниципальным театром не так давно – в 2012-м, хотя основан еще в 1992-м. Первые годы коллектив был любительским, но во второй половине 1990-х актеры учились в Санкт-Петербурге у Зиновия Корогодского. Режиссер и педагог приехал на гастроли в Тольятти с Театром Поколений и после знакомства с “Дилижансом” сам предложил взяться за обучение труппы. С 2001-го театр работает как репертуарный, а в 2012-м вместе с официальным статусом получил новое здание – бывший кинотеатр в Автозаводском районе Тольятти. Интересно, что эта модернистская постройка – брат-близнец кинотеатра “Тимуровец”, в реконструированном помещении которого в Самаре с 1990-х годов работает ТЮЗ “СамАрт”.

“Премьеру одной репетиции” в 2010-м придумал худрук “Дилижанса” Виктор Мартынов, тоже выпускник Корогодского. Создавался фестиваль с прагматичной целью – расширить репертуар переживавшего нелегкие времена театра. В итоге “Премьера одной репетиции” аккумулировала творческие силы молодой труппы и фактически вырастила для театра еще одного штатного режиссера. Вместо же проблемы набрать репертуар появилась другая – по итогам зрительского голосования победителем становится только один эскиз, в то время как интересных проектов получается больше.

У рекордсмена по числу побед Екатерины Зубаревой в “Дилижансе” идут спектакли “Вверх кармашками”, “Превращение” по Францу Кафке и “Плаха” по Чингизу Айтматову, собравшие уже несколько областных наград; теперь будет еще один – по итогам фестиваля-2018. В прошлом же году безоговорочным победителем стала Анна Митрофанова с монотриллером по Стивену Кингу “Долорес Клейборн”, где выступила и актрисой, и режиссером. В этом году ее спектакль по традиции показали под занавес нового фестиваля.

 

Выйти из формата

К 2018 году у разросшегося форума сложился формат: программу разнообразили труппы из других городов, возникла своя атмосфера, проводятся подробные обсуждения эскизов и даже конкурс журналистских работ. “Дилижанс” хорошо понимает, что значит создавать в городе среду. Благодаря конкурсу в Тольятти появились настоящие театральные блоги (явление, трудно представимое в соседней Самаре), и тексты некоторых авторов вполне можно публиковать в профессиональных СМИ.

“Премьера” на этот раз рискнула “выйти из себя” (к чему и призывал лозунг фестиваля), решилась трансформировать привычный формат. Способствовал этому и долгожданный капремонт зала. Виктор Мартынов предложил актерам выбрать по свежей (не старше 2-х лет) пьесе и поставить ее вне театральных стен. К программе PLAY, эскизы которой в итоге прошли в торговом центре, автобусе, техническом парке и школе, приплюсовали читки тольяттинской драматургии (программа DRAMA), ради них поздним вечером публика возвращалась в театр. Почти ушли из программы в этом году и приглашенные труппы. Только на открытии фестиваля Глазовский драматический театр “Парафраз” сыграл вне конкурса вербатим-мелодраму “Дуры мы, дуры” Дамира Салимзянова.

В итоге получился фестиваль современной драматургии и сайт-специфик театра. Спектакли в нетеатральных пространствах сложились по-разному: например, Дмитрий Марфин в сыгранном в автобусе 2-го маршрута спектакле “Два” так увлекся размышлениями о роли двойки в своей жизни, что почти не использовал потенциал перемещения зрителей по двум районам Тольятти. Екатерина Федощук в эскизе по пьесе Юлии Тупикиной “Вдох-выдох”, напротив, сумела создать на заднем дворе “Дилижанса” ленивую атмосферу приморского городка, задействовав дорогу и крышу, пространство между деревьями и стену соседней будки.

 

Бит в торговом центре

Но все-таки главными на фестивале стали поиски современного материала для подростков. Переживали первые взрослые драмы школьницы из пьесы Ирины Васьковской и Дарьи Уткиной “Макаки, пицца и деструкция” (Ирина Храмкова и Екатерина Миронова поместили действие в коридор настоящей типовой школы). Спасал мир с помощью дяди-инвалида Артур из гик-сказки Сергея Давыдова “Как сделать зомби в домашних условиях” (пьеса победила в программе DRAMA). Пытался справиться с апокалипсисом в своей отдельно взятой жизни Мот из пьесы Анастасии Букреевой “Ганди молчал по субботам”. Режиссер эскиза Екатерина Зубарева снова продемонстрировала удивительную способность открывать каждый текст своим ключом. Этот – с помощью голоса и ритма.

Все действие пьесы, в которой чрезвычайно важна ритмическая организация, артисты сопровождают битбоксом (звуками, произведенными голосом). Текст Букреевой состоит из серии монологов Мота, чей кризис взросления совпал с развалом семьи и всего уклада жизни. В пьесе мы видим мир глазами 16-летнего героя – в спектакле персонаж в исполнении Петра Зубарева окружен своего рода хором из родственников, сыгранных в условной манере; режиссер театральными средствами повторяет структуру текста.

Эскиз играли на площадке перед эскалатором торгового центра. Идея родилась из образа бездомной Лизы, которую от отчаяния находит в переходе и приводит домой Мот. И хотя локация оказалась почти идеальной, если не считать шума ТЦ, действие легко представить в театральном зале, где и появится после доработки новый спектакль Екатерины Зубаревой.

Ксения АИТОВА

  • Сцена из спектакля “Вдох-выдох”

Фото Д.ОСИНОВА

«Экран и сцена»
№ 14 за 2018 год.