Психотерапевтическое внимание к человеку

Сцена из спектакля “Я здесЪ”. Фото Е.ЛАПИНОЙВ мае в Ереване прошел III Молодежный театральный форум стран СНГ, Балтии и Грузии. Смотром девяти конкурсных и нескольких внеконкурсных спектаклей увенчался трехлетний цикл разнообразной и многоступенчатой работы педагогов, мастеров, руководителей лабораторий, экспертов, организаторов и координаторов, самих участников – молодых режиссеров и их команд. Проект Международной конфедерации театральных союзов, осуществляемый при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, объединяет молодых профессионалов театра из стран, связанных не только общим советским прошлым, но и современностью, и, хочется верить, завтрашним днем.

Третий по счету фестиваль уже позволяет выстраивать перспективу, сравнивать результаты, делать выводы. Самый очевидный – общий уровень спектаклей-лауреатов несомненно высок, а отдельные работы сделают честь любому мировому фестивалю. Например, в 2019 году “Я здесЪ” Ереванского театра кукол отправится на Международный фестиваль имени А.П.Чехова в Москве, потому что именно таково, кроме денежного приза, вознаграждение спектаклю-победителю Форума, получившему, помимо Золотого зонтика, спецпремию жюри – Араму Караханяну “за блестящую работу актера”. Для актрисы Татев Мелконян это режиссерский дебют, но в нем чувствуется уверенная рука профессионала.

Серебряные зонтики жюри Форума, состоящее из актеров Игоря Ясуловича и Александра Феклистова, режиссера Владимира Панкова, композитора Артема Кима и театральных критиков Соны Мелоян и Елены Дьяковой, присудило “Материнскому полю” по Чингизу Айтматову режиссера Гафура Марданова Узбекского национального театра и “Наташиной мечте” Ярославы Пулинович киевского театра “Золотые ворота” в постановке Стаса Жиркова.

Пьеса Пулинович довольно статична – два монолога двух школьниц, детдомовки и суперблагополучной, сверхработящей и ответственной отличницы – но дает большой простор как для актерской, так и для режиссерской мысли и фантазии. Этим простором очень грамотно и аккуратно воспользовался постановщик. На авансцене стоят два школьных стула, в глубине – двухъярусная кровать. Всего по два, и противостояние двух девочек из двух, казалось бы, несоприкасающихся миров, стремление юных душ к счастью на пределе сил заканчивается крахом для обеих. Режиссер не предлагает актрисам Ирине Ткаченко и Лилии Цвеликовой никаких сценических “подпорок”, музыкальные и световые эффекты использованы минимально, в качестве “партнеров” присутствует только несколько пар обуви – модные лоферы для обозначения юноши-журналиста, туфли на каблуках – мама-психолог и т.д. Сдержанная, но с полной отдачей работа актрис вызывает пылкий отклик зрительного зала. Ни разу не “нажав”, не позволив себе ни единой слезинки, Наташи вызывают искреннее сопереживание.

Национальные театры, сохраняя верность этническим корням, зорко смотрят в сторону современного российского и мирового театра. Так, режиссер Шамиль Дыйканбаев из Кыргызстана представил на Форуме спектакль “После легенды…” (Чуйский театр сатиры), в котором соединяет народные легенды и вербатим – реальные рассказы пятерых современных киргизов. На сцене стилизованный скелет юрты, в костюмах-униформах актеров – сдержанный намек на национальный наряд поверх одинаковых джинсов и кроссовок. На головах актеров – длинные носатые черепа, то ли конские, то ли волчьи, то ли огромных птиц. Протяжное пение, бешеные пляски, яростные и горестные монологи, унылые судьбы людей. Вызывает уважение работа с национальными традициями, понимание их довлеющего значения в по-прежнему во многом традиционалистски ориентированном обществе Кыргызстана.

Мы существуем в мультикультурном мире, взаимоотношения наций, этносов, искусств и религий должны получать развитие, разрешение, болезненные вопросы должны вскрываться, проговариваться, а театр дает возможность рассматривать этические проблемы с эстетической точки зрения. Возможность делать это в режиме максимального благоприятствования, в атмосфере взаимного уважения и даже нежности позволяет обширная учебная программа Форума, призванная познакомить, объединить и подружить театральных людей – мастер-классы сценографов под руководством Юрия Харикова, режиссерско-драматургическая лаборатория Виктора Рыжакова, “круглый стол” театроведов, направляемых Марией Хализевой и Аллой Шендеровой. Последние, то есть молодые театральные критики из стран-участников Форума, сделали свой выбор и назвали лучшим спектаклем фестиваля “Потерянную честь Катарины Блюм” по роману Генриха Бёлля, поставленную режиссером Михаилом Чарквиани в Театре имени К.Марджанишвили (Тбилиси). Грузинские актеры сыграли историю сильной женщины, попавшей в жернова социума – полицейские допросы, безбрежный журналистский цинизм, бесцеремонное любопытство обывателей – в буквальном смысле в гуще публики: представление разворачивается в узком и тесном помещении прямо среди стоящих где придется зрителей. Ослепительно красивые герои расталкивают толпу, чтобы отвоевать себе хоть пару квадратных метров для очередной сцены, ящики мерцающих у ног телевизоров транслируют то теленовости, то попытку супругов уединиться в соседней комнате. Спектакль стал настоящим вызовом, своеобразным исследованием – как существовать, если вся жизнь оказывается под пристальным вниманием десятков, а то и сотен, и тысяч глаз, недобрых и равнодушных.

 

О работе в жюри, о взаимоотношениях актера и режиссера, о впечатлениях от Форума “ЭС” расспросила Александра Феклистова.

 

– Любите ли вы ходить в театр как зритель?

– Я хожу, в отличие от многих моих коллег. Как сказала однажды моя учительница Алла Борисовна Покровская, – банальная мысль, но животворная – каждые пять-десять-пятнадцать лет меняется язык театра, и если ты этого вовремя не почувствуешь, не увидишь, то отстанешь. Кто-то угадывает перемены быстрее, кто-то их точнее формулирует, и тогда спектакли становятся достоянием или хотя бы хитом.

В прошлом году я был в жюри “Золотой Маски”, впервые в жизни посмотрел так много спектаклей подряд. Моими коллегами стали театроведы и театральные критики, которые так мыслят, так свои мысли излагают и настолько погружены в театральный процесс, что к их мнению приходилось прислушиваться, и даже порой свое мнение менять. Но за что-то я дрался, защищая собственное представление о театре. Иногда удавалось.

– На Форуме собираются первые поколения театральных профессионалов, родившихся не при Советском Союзе. Что их может объединить – актеров, режиссеров, критиков из разных стран, связанных лишь историческим прошлым?

– На эту тему у меня есть довольно драматическая история: года два назад моя знакомая режиссер ставила спектакль в Русском театре города Грозный. Французскую комедию. Я ее спрашиваю: а русские-то есть в театре? – Ни одного не осталось из того, прежнего, довольно знаменитого Русского театра имени Лермонтова. И в первый день режиссер, поговорив о том, что за пьесу они собираются ставить, спросила: может, почитаем? – Нет, давайте еще поговорим! Тот же ответ она услышала на второй и на третий день… Выяснилось, что они не умеют читать по-русски, эти дети войны. В результате актеры учили текст на слух с помощью жен, родителей, соседей – просто киносюжет! А спектакль получился, говорят, неплохой.

Лишь первозданное желание заниматься театром, подражать, изображать, быть кем-то другим, играть – на сцене, на улице, в поезде, где угодно, объединяет нас, тех, кому без этого нельзя.

– Ваши самые яркие впечатления от Форума?

– Меня очень порадовали актерские работы. Потрясающий, редкий Арам Караханян в армянском спектакле “Я здесЪ” (режиссер Татев Мелконян). Я читал эту пьесу Танкреда Дорста, она мне показалась унылой и скучноватой, а армяне ее перевернули, показали судьбу униженного, забитого человека, прорывающегося сквозь все препоны.

Замечательно играют девочки из Киева – Ирина Ткаченко и Лилия Цвеликова (спектакль “Наташина мечта” в постановке Стаса Жиркова). А спецпремию мы присудили узбекской актрисе Малике Иброхимовой в “Материнском поле”, спектакле Гафура Марданова, в котором вроде бы нет ничего новаторского, но актриса удивительно играет судьбу, радикальные перемены от возраста к возрасту, от юности к зрелости и обратно. Все это сделано с медицинской точностью, с тем простым психотерапевтическим вниманием к человеку, которого нам так часто не хватает в театре.

– Какова заслуга режиссеров в этих актерских удачах?

– Она несомненна. Я сам практикующий артист и понимаю, что хотя мы все очень по-разному работаем, лично я почти не умею самостоятельно создавать роль. Даже если уверен в чем-то, мне необходимо сговориться, столковаться с режиссером. Без этого никак.

В спектаклях, представленных на фестивале, нет масштабной сценографии, огромной труппы, поэтому здесь, как нигде, важен актер, как он существует, что он нам транслирует – вот это первостепенно. Если мы видим все “швы” роли, если она сделана дежурно (есть даже такое выражение – “дежурить в роли”), то никакого “припека” зрителю не достается. А по некоторым работам Форума я понимаю, что постановщики не просто дали актеру возможность раскрыться в роли, но позволили быть настолько свободным, что на наших глазах рождается импровизация – самое ценное и самое сложное в профессии.

 

Мария ЛЬВОВА

Сцена из спектакля “Я здесЪ”. Фото Е.ЛАПИНОЙ

«Экран и сцена»
№ 11 за 2018 год.