Ветер времени

Ф.Феллини. Фото Элизабетты Каталано“Ветер времени” – тема нынешней Международной фотобиеннале в столичном Мультимедиа Арт Музее.

Фототворчество Элизабетты Каталано началось со съемочной площадки. Чисто случайно началось. Она сыграла в “8 1/2” Феллини маленькую роль – сестру жены главного героя Гвидо Ансельми. Маленькую роль, но оператор Джанни Ди Венанцо оказался щедрым и подарил ей крупный план. Очаровательная блондинка в белом платье попала в завидное окружение – Анук Эме, Марчелло Мастроянни, Росселла Фальк. Мелькнула еще в нескольких эпизодах этого фильма и исчезла с экрана. Зато появилась масса свободного времени – взяв старенький отцовский фотоаппарат, начала снимать происходящее за кулисами “8 1/2”.

Феллини понравились работы Элизабетты, и он стал приглашать ее уже в качестве фотографа на другие свои фильмы. И сам неоднократно ей позировал. Теплое отношение Феллини к Элизабетте выражено в весьма “говорящем” снимке: режиссер в окружении актрис из “81/2” (здесь и Росселла Фальк, и Эдра Гейл – неподражаемая Сарагина), а справа – Элизабетта, и над ней трогательное сердечко в солнечных лучиках, нарисованное Маэстро.

Каталано снимала не только “восхитительный мир Феллини” – кстати, так называлась недавняя выставка в Санкт-Петербурге. Она вошла в “восхитительный мир” художественной богемы. Поэты, актеры, режиссеры, музыканты. Франко Дзеффирелли и Пазолини, Шарлотта Рэмплинг и Рудольф Нуреев, Альберто Джакометти и Филипп Гласс, Умберто Эко, Энди Уорхолл, Евгений Евтушенко… 120 “бесценных свидетельств” времени.

***

…Она шла по Аппиевой дороге в центр Рима, не могла поймать машину и решилась на хитрую уловку – приподняв юбку, стала поправлять чулок, открыв роскошные ноги. А насколько роскошны ноги Софи Лорен, объяснять не надо. Вот так, с приподнятой юбкой героиня Лорен, Антониетта, появилась на обложке журнала, разошедшегося по всему городу. Снимок сделал из проезжавшего мимо автомобиля модный римский фотограф. Потом они, Антониетта и Марио, встретились при неожиданных обстоятельствах. Возникли деловые отношения, которые переросли в дружеские и романтические. Чтобы узнать, как отношения эти развивались в исполнении неподражаемого дуэта – молодых Софи Лорен и Марчелло Мастроянни, – стоит посмотреть комедийную драму Алессандро Блазетти 1956 года “Счастье быть женщиной”.

Но в данном случае речь не столько о самом фильме, сколько о том, что за кадром. А что за кадром показали на выставке в Мультимедиа Арт Музее “Звезды итальянского кино: неизвестные архивы”.

В архиве итальянской культурной ассоциации “Latitudi”, созданной любителями кино для сохранения уникальных фотоматериалов, более 65 000 негативов. В выставочной коллекции из собрания “Latitudi”, представленной в рамках фотобиеннале, около 150 снимков, которые сделаны в 50–60-е годы прошлого века, в период невиданного расцвета кинематографа Италии.

Съемочная площадка фильма “Счастье быть женщиной” – Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Шарль Буайе, Алессандро Блазетти; репетиция, примерка костюмов, моменты отдыха, забавные сценки. “Дорога” Феллини – маэстро сам гримирует Джульетту Мазину, и совсем скоро она предстанет Джельсоминой. “Полицейские и воры” – Тото примеряет ботинки, в которых он войдет в кадр. “Американец в Риме” и Альберто Сорди. Снимки сделаны в основном неизвестными фотографами. Однако это ничуть не влияет на впечатление. А впечатление – отменное.

***

Один из фильмов трилогии режиссера-документалиста Годфри Реджио о нашем “безумном, безумном, безумном мире” называется “Visitors”/ “Посетители”. Ведь все мы здесь посетители, пришли на эту землю и ушли. Нам бы остановиться, осознать, зачем пришли, что оставим после себя? Затопленные леса, свалки мусора, нефтяные жижи, в которых погибают животные, пожарища, руины? Не страшно ли с этим жить? Посыл английского фотографа Ника Брандта тот же. “Если мы будем бездействовать, – утверждает Ник Брандт, – будущие поколения унаследуют жалкие остатки некогда богатой живой планеты. Они унаследуют пыль”.

“Унаследовать пыль” – выставка из девятнадцати черно-белых работ фотомастера. Два в одном. В страшноватые пейзажи городских окраин и промышленных зон он “вписал” изображения диких животных, которые когда-то в этих местах обитали. Живые существа и мертвые ландшафты. Лаконичные подписи под снимками о многом говорят: “Мусорная свалка и носороги”, “Каменоломня и жираф”, “Мусорная свалка и слон”, “Переулок и шимпанзе” – а переулок этот завален отходами, перемешанными с грязью.

Начало фотопроекту “Унаследовать пыль” положило путешествие Ника Брандта в Восточную Африку, снимки животных в их родной среде. Его “очарованная Африка – элегия миру, который медленно, но необратимо исчезает”. И как же прекрасны высокое небо в облаках, холмистая саванна, закаты, гепард с детенышами, “веер” жирафов, слоны, идущие на водопой, – величественные и свободные.

Алена ДМИТРИЕВА

Ф.Феллини. Фото Элизабетты Каталано

«Экран и сцена»
№ 12 за 2017 год.