4 декабря в Москве завершился Первый форум-фестиваль инклюзивных искусств «Вдохновение». За день до этого в Центре имени Вс.Мейерхольда состоялась премьера спектакля «Биофикш. Где заканчивается реальность?», поставленного интегрированным театром-студией «Круг II» и немецкой труппой «Тиква». Через день на фестивале NET был сыгран спектакль «Gala» Жерома Беля c участием людей с ограниченными возможностями, а в это время на вручении премии «Звезда Театрала» спектакль «Особые люди», посвященный судьбам детей-аутистов в современном российском обществе, наградили в номинации «Лучший социальный проект в театре». Прошедший фестиваль «Вдохновение» еще больше расширил наши представления о самых разных жанрах инклюзивного искусства.
За музыкальный блок отвечала столичная театральная студия «Круг II» и автономная некоммерческая организация «Второй шанс» из Новосибирска. Московская студия инклюзивного танца «Одухотворение» и «Диалог Данс» из Костромы показали, как раскрываются возможности любого человека в танце. «Театр равных» привез из Воронежа отрывок спектакля, в котором артисты с ограниченными возможностями играют вместе с профессиональными исполнителями. А Санкт-Петербургская анимационная студия «ДА» презентовала сборник мультфильмов, сделанных «особенными» детьми.
Ирина Грудина, директор Студии «ДА», открыла круглый стол докладом о специально разработанной программе мульттерапии для «особых» детей. Директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано» из Нижнего Новгорода Владимир Чикишев рассказал об уникальном опыте синергии театрального организма и «особого» учебного заведения: о том, как театр оказывается местом, благодаря которому становится возможным развитие самого интерната – увеличивается количество спонсоров, активизируется внимание властей, появляются возможности для капитального ремонта, творческого оформления интерьеров и т.д.
Директор воронежского «Театра равных» Валерия Маламура подробно рассказала о создании единственного в городе социального театра – его структуре, работе с фондами, коммерческими организациями, взаимодействии с органами власти и роли «сарафанного» радио в привлечении спонсоров, а также о том, что «Театр равных» принимает участие не только в инклюзивных, но и в обычных фестивалях. Это позволяет создавать единый театральный контекст и расширяет горизонты ожидания зрителей.
Руководитель проектов петербургского «Упсала-Цирка» Александрина Ионова познакомила с методом цирковой педагогики в работе с детьми с синдромом Дауна. Доцент кафедры управления человеческими ресурсами Высшей школы экономики Валерия Устинова обратила внимание участников, большинство из которых помимо художественной деятельности вынуждены заниматься и организационной работой, на стандартные заблуждения и ошибки в реализации творческих проектов.
Хореограф и основатель танцевальной студии «Диалог Данс» в Костроме Евгений Кулагин рассказал о работе в детдомах и профессиональных театрах, в том числе о постановке спектакля «Прикасаемые», участники которого до начала репетиций могли передвигаться только в сопровождении поводыря. Главная цель «Диалог Данс» – добиться такой степени адаптации людей, чтобы «особость» была не заметна.
Участники конференции в один голос говорили, что стремятся к тому, чтобы «особые» люди на сцене вызывали не жалость, а уважение и восхищение, и мечтают о поддержке социального искусства на постоянной основе как части государственной политики.
В рамках фестиваля состоялась премьера инклюзивного спектакля «Забытые сказки» в постановке Андрея Афонина и был сыгран созданный Фондом «Со-единение» и Театром Наций спектакль «Прикасаемые», где задействованы слепоглухие и зрячеслышащие актеры.
По итогам межрегиональной конференции была создана резолюция – ряд конкретных предложений по развитию и популяризации социального искусства в России. Организаторы фестиваля обещают передать их в Министерство культуры Российской Федерации. Междугороднее такси Одинцово недорого Комфорт,качество,надежность
Резолюция круглого стола
«Особое искусство – успешные социальные практики»
Мы, представители общественных и государственных организаций, арт-менеджеры, работающие в сфере инклюзивного искусства, по итогам круглого стола «Особое искусство – успешные социальные практики» единогласно приняли резолюцию о необходимости нижеследующего:
1. Совместно координировать усилия по развитию инклюзивной сцены.
2. Совместно с профильными органами власти разработать систему государственной поддержки инклюзивных проектов и организаций, работающих в разных видах искусства с людьми с ОВЗ.
3. Инициировать регулярный мониторинг организаций, занимающихся инклюзивных искусством и поддерживающих социальные проекты в РФ, а также создать открытый информационный ресурс, который будет отражать актуальную карту социального искусства страны.
4. Фиксировать успешные формы реализации отечественных инклюзивных проектов, благодаря которым развиваются интернаты, детские дома и другие социальные учреждения, и применять опыт этих коллективов.
5. Создавать регулярные междисциплинарные форумы, встречи и фестивали, на которых организации, занимающиеся инклюзивным искусством, представители бизнеса, фонды, государственные власти смогут обсуждать насущные вопросы и вырабатывать сценарии развития этого важнейшего для культуры направления.
6. Рекомендовать Министерству образования и науки РФ разработать и регулярно проводить образовательные курсы и курсы повышения квалификации для руководителей, топ-менеджеров и др. работников организаций, чья деятельность связана с инклюзией и социальным искусством.
7. Рекомендовать организаторам, продюсерам и арт-директорам профессиональных театральных, музыкальных, танцевальных и др. фестивалей включать в программу инклюзивные и социальные проекты для создания единого театрального контекста.
8. Разработать критерии оценки и этические нормы, которые позволят обсуждать инклюзивное искусство на профессиональном уровне.
Владимир Чикишев, директор школы-интерната для глухих детей, художественный руководитель и режиссер театра «Пиано» (Нижний Новгород)
Итоговый показ работ в ЦДХ
Фото А.КУРОВА
«Экран и сцена»
Декабрь 2016 г.