По кадрам

Фото Грациано Аричи. Софи Лорен. 1958 годДвадцать лет назад Ольга Свиблова затеяла два международных фотофестиваля – “Мода и стиль в фотографии” и Фотобиеннале (они чередуются по четным и нечетным годам), видимо, даже не предполагая, что им предстоит долгая и счастливая жизнь.

Нынешняя, одиннадцатая, Фотобиеннале продлится аж до сентября. Более сорока экспозиций в московских музеях и галереях. Скорее всего, на них не распространится бешеный спрос, какой случился на выставку Валентина Серова на Крымском валу, и можно будет спокойно походить по залам и все тщательно рассмотреть.

А посмотреть есть что. Среди обещанного – венецианская коллекция Грациано Аричи, “Генезис” Себастьяна Сальгадо, “Без / предельность” Аддо Тринчи, работы Аркадия Шайхета (с 1945-го по 1959-й), европейские путешествия Павла Михайловича Третьякова, британский стиль 1970-х – 1980-х Карен Кнорр, санкт-петербургский Эрмитаж Кандиды Хефер, “Тревожная Америка” Жан-Пьера Лаффона (на одном из его снимков – только что возведенный на Манхэттене Всемирный торговый центр, еще не убран строительный мусор, еще полупусты башни-близнецы). И так далее, и так далее. История в фотографиях, фотографии, ставшие историей. История с географией дня сегодняшнего.

В собрании итальянца Грациано Аричи – десятки тысяч снимков. Эрнест Хемингуэй, например, взял его с собой на утиную охоту вблизи острова Торчелло в Венецианской лагуне, и остались уникальные фото. Иосиф Бродский в Венеции, на мостике через канал – не позирует, просто стоит, просто смотрит. Аричи сделал репортаж о демонтаже Берлинской стены, ездил в середине 90-х в Боснию и Хорватию.

Название выставки Грациано Аричи в Манеже весьма пафосное: “Венеция. Мировая культура в лицах”. Но это не парадная портретная галерея – “действующие лица” на снимках, сделанных в родном городе Аричи, существуют непринужденно, естественно, легко. Улыбка Софи Лорен – это что-то! Художница Ребекка Хорн – со шваброй, за уборкой площадки после демонстрации своих перформансов. Клаудиа Кардинале закинула ноги на спинку дивана. Уолт Дисней в кафе, в обнимку с Микки Маусом. Керк

Дуглас на пляже вверх ногами – акробатический трюк. Жан Кокто на Сан-Марко и, конечно же, тьма голубей. Ле Корбюзье, Сальвадор Дали, Норман Фостер. И что особенно приятно – Валентина Малявина и Андрей Тарковский на Лидо, год 1962-й, премьера “Иванова детства” на Венецианском кинофестивале.

А еще Аричи представлен в Манеже как хранитель. В собранном им фотоархиве около миллиона работ. На Фотобиеннале – всего лишь малая часть. В основном неизвестных авторов. Их снимки тоже связаны с Венецией.

Бразилец Себастьян Сальгадо снимал не один город, не одну страну, а почти весь мир.

…Эти черно-белые фото сделаны в бразильском золотом руднике Серра Пелада. Десятки тысяч людей спускаются и поднимаются с тюками на плечах по деревянным подвесным лестницам, копошатся в золотоносном карьере, вручную добывают и переносят наверх руду. Похоже на гигантский муравейник. С этих снимков начинается документальный фильм Вима Вендерса и Жулиано Рибейро Сальгадо, сына фотографа, “Соль земли” (Специальный приз жюри Канн-2014, номинация на “Оскар”). За какие-то секунды – рассказывает в фильме сам Себастьян Сальгадо – перед ним развернулась история человечества: египетские пирамиды, Вавилонская башня, копи царя Соломона.

Картина “Соль земли”, показанная также на Московском Международном кинофестивале, открыла для нас этого фотографа, уже довольно известного в мире. Известного работами, в которых – “отчаяние планеты”. Крик, мольба, просьба о спасении.

Не случайно в связи со снимками Сальгадо вспоминается знаменитая тетралогия режиссера-документалиста Годфри Реджио (“Кояанискаци”, “Повакаци”, “Накойкаци”, “Visitors”/ “Посетители”) о “безумном, безумном, безумном мире”. О том, что все мы посетители, пришли на эту землю и ушли. У кого-то срок короче, у кого-то длиннее. Нам бы остановиться, чтобы осознать: зачем мы здесь, что оставим после себя? Затопленные леса, птиц, погибающих в нефтяной жиже, свалки мусора, пожарища, руины? Не страшно ли с этим жить?

Свой главный проект “Генезис” Сальгадо готовил почти восемь лет (2004-2011). Ради него совершил кругосветку. Побывал в тех местах, уголках планеты, куда еще не добралась цивилизация, где сохранилась нетронутая природа. Итог – тысячи и тысячи снимков, из которых 245 представлены в рамках Фотобиеннале.

Потрясающая природа, удивительный мир. Слон в лучах солнца, пробивающихся сквозь деревья. Морская игуана на Галапагосских островах. Киты на полуострове Вальдес, Аргентина. Айсберги в море Уэдделла. Фантастический пейзаж в месте слияния рек Колорадо и Малое Колорадо. Стая антарктических пингвинов на айсберге – Южные Савичевы острова. Песчаные дюны к югу от Джанет, Алжир. Хрупкая красота природы. Как сигнал, как предупреждение…

От автора снимков: “Нам всегда говорили, что люди – это единственный разумный вид. Но у каждого вида, в том числе у деревьев и растений, есть свой собственный разум: они все демонстрируют невероятное поведение, невероятную разумность и невероятный интеллект”.

В Бразилии Себастьян Сальгадо создал Институт Земли, где собраны вымирающие растения и животные. И вместе с семьей высадил множество деревьев.

Отдельно еще об одной выставке. В московском “Домике Чехова” на Малой Дмитровке можно увидеть работы замечательного мастера Александра Тягны-Рядно. Называется “Фотография – образ жизни – фотография” и подготовлена в связи с юбилеем автора и выходом его трехтомной монографии. Не знаю, вошли ли в нее снимки Саши, которые в свое время были опубликованы в “Экране и сцене”, но мы благодарны ему за них. С днем рождения!

Алена ДМИТРИЕВА
Сцена из спектакля «Русский роман». Фото С.ПЕТРОВА
«Экран и сцена»
№ 5 за 2016 год.